Спецсчёт гособоронзаказа в банке — что это такое? Спецсчет для гособоронзаказа в банке — что это такое Расчеты банковскими картами

С 1 октября 2018 года госзакупки переходят на новую систему обеспечения заявок. Теперь поставщикам для участия в закупках требуется открыть специальный счет. Давайте разберемся, что это за счета, в каких банках их можно открыть и как изменится схема взаимодействия участников закупок с торговыми площадками.

Что такое специальный счет?

Спецсчет для участия в госзакупках — это расчетный счет, открытый в одном из утвержденных правительством банков (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На этих счетах поставщики должны держать деньги для обеспечения заявок в электронных конкурентных закупках. По обращению электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проходит закупка, банк будет блокировать и разблокировать деньги для обеспечения заявки.

Восемь действующих ЭТП госзакупок, а также площадка для закрытых закупок АСТ ГОЗ будут работать со всеми финансовыми организациями, вошедшими в этот правительственный перечень. Это значит, что поставщику достаточно открыть один специальный счет, на котором можно держать деньги для участия в госзакупках на всех площадках.

Если у вас уже есть расчетный счет в одном из утвержденных правительством банков, то его можно использовать как спецсчет. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение с банком по форме, описанной в п.5 требований постановления номер 626.

На все средства для обеспечения конкретной заявки, в том числе и заблокированные, банки должны начислять процент. Размер выплат устанавливается в договоре между банком и участником закупки. Это правило установлено в ч. 26 ст. 44 44-ФЗ. Однако, каким именно будет этот процент, отдано на откуп банкам.

В каких закупках потребуется спецсчет?

Спецсчет нужно открыть, чтобы участвовать в:

  • Электронных конкурентных закупках по 44-ФЗ.
  • Конкурентных закупках среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ.

Спецсчет не нужен:

  • В закупках без обеспечения заявок (до 1 млн руб. по 44-ФЗ и до 5 млн руб. по 223-ФЗ).
  • Для обеспечения заявок в бумажных закупках. Заказчики могут проводить закупки на бумаге до 1 января 2019 года, после этого подавляющее большинство госзакупок будут проходить только в электронном виде.
  • Для обеспечения контрактов. Деньги нужно перечислять деньги на счет заказчика или получать банковскую гарантию на нужную сумму.

Обратите внимание, согласно ч. 52 ст. 112 44-ФЗ с 1 января 2019 года госзаказ полностью перейдет на электронные закупки. Тем не менее оформить банковскую гарантию для обеспечения заявок в электронных закупках можно будет только с 1 июля 2019 года.

Перечень банков для открытия специальных счетов для госзакупок

Правительство уполномочило для открытия спецсчетов 18 финансовых организаций. В их число вошли:

  1. «Сбербанк России»,
  2. «Альфа-Банк»,
  3. «Банк ВТБ»,
  4. «Финансовая Корпорация Открытие»,
  5. «Газпромбанк»,
  6. «Российский Сельскохозяйственный банк»,
  7. «Российский национальный коммерческий банк»,
  8. «Росбанк»,
  9. «Московский Кредитный банк»,
  10. «Всероссийский банк развития регионов»,
  11. «Акционерный Банк «Россия»,
  12. «Совкомбанк»,
  13. «Райффайзенбанк»,
  14. «Промсвязьбанк»,
  15. «Банк «Санкт-Петербург»,
  16. «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»,
  17. «ЮниКредит Банк»,
  18. «ОТП Банк».

Все они уже заключили соглашения с ЭТП, однако о возможности открыть спецсчет и условия договора лучше уточнять отдельно в каждом банке.

Схема взаимодействия участников

Итак, чтобы обеспечить заявку для участия в госзакупках, вы:

  1. Открываете специальный счет. Деньги на него можно перевести сразу или немного подождать — новая система обеспечения не требует наличия денежных средств на спецсчете во время подачи заявки. Вы сможете подавать и отзывать заявки, не думая об обеспечении.
  2. Подаете заявку на электронный аукцион. Подавая заявку, вы автоматически соглашаетесь на блокировку банком денег для обеспечения заявки. Обратите внимание, что дата окончания подачи заявок не всегда равна окончанию суток. ЭТП может установить любое время — например, 8:00, 15:00 и т.д. Будьте внимательны и отправляйте заявки вовремя.
  3. Следите, чтобы в момент окончания подачи заявок на спецсчете была необходимая сумма. Если не хватит даже нескольких рублей, заявка будет отклонена. А поскольку время подачи истекло, то подать новую заявку вы уже не сможете. Также учитывайте, что перевод денег на счета юрлиц может занять до трех рабочих суток.

Как только истек срок подачи заявок, банк в течение часа заблокирует ваши деньги. Их разблокируют в течение суток, как закупка завершится или ее отменят. Если вы победили в закупке, обеспечение закупки вернут после того как вы заключите контракт.

Победитель закупки платит комиссию ЭТП:

  • Если закупка проходит на «общих» условиях, то в размере 1% от суммы контракта, но не выше 5 тысяч рублей.
  • Если закупка проходит только среди некоммерческих организаций и малого бизнеса, то размер платы составит тот же 1% от суммы контракта, но не выше 2 тысяч рублей.

Если победитель от заключения сделки уклонился, то плату со второго участника уже не берут.

Плата также будет списана со спецсчета победителя. Если же у него такого счета нет (что возможно при участии в закупах без обеспечения заявки до 1 млн), то плату нужно будет перевести на банковский счет площадки (п.7-8 постановления правительства номер 564).

Для любого предпринимателя, который занимается коммерческой деятельностью в электронном виде, в обязательном порядке необходимо зарегистрировать спецсчет . Данная процедура является нормой, которая регламентирует работу платежного агента.

Специальные счета состоят из 20 цифр , в которых зашифрована вся информация владельца.

Открытие данного счета позволяет делать переводы различных денежных сумм за покупки, которые производились с различных интернет-магазинов.

На таких счетах накапливаются денежные средства фонда капитального ремонта. Владелец на законных основаниях имеет право:

  1. Сделать запрос банку о всех выписках, в которых должен находится подробный отчет о суммах и начислениях, а также о всех операциях, которые совершались за определенный период. Данная услуга предоставляется бесплатно, обязывает наличие одного лишь паспорта.
  2. Можно производить оплату за свет, газ, капремонт, при этом находясь дома.

Люди, которые с легкостью их откроют, могут быть:

  1. Юридическими лицами.
  2. Физическими.
  3. Гражданами, которые активно ведут хозяйственные дела.

На практике специальный счет используют для того, чтобы:

  1. Произвести полный расчет услуг и работ капитального ремонта.
  2. Создать и оформить документы.
  3. Подсчитать всю работу за стройконтроль.
  4. Внести оплату за кредит.
  5. Оплатить гарантийные расходы.
  6. Внести денежные средства за земли, которые взяты в аренду.
  7. Произвести оплату реконструкции здания.

Можно произвести снятие денежных средств на оплату ЖКХ, внести беспроцентный взнос на рекламные работы. При открытии нового счета создана специальная услуга , которая позволит перевести денежные средства со старого.

Для списания денежных сумм необходимо предоставить документы :

  • протокол, где указано согласие, позволяющее выполнение любой рекламной работы;
  • согласие;
  • акт выполненных работ.

Когда происходит списание процента по любым кредитам или займам, необходимо заранее подготовить ксерокопию кредитных соглашений и протоколов .

Банк на законных основаниях имеет право отказать своему клиенту в возможности списать средства, если не будет предоставлен список определенных документов.

Разновидности специальных банковских счетов

В банке существует несколько классификации спецсчета :

  1. Расчетные . Необходимы всем лицам.
  2. Кредитные , с них производится оплата по кредиту.
  3. Текущие , являются временным хранением личных средств.
  4. Депозитные , необходимы для разных оплат.
  5. Карточные . Выдаются специальные пластиковые карты, которые всегда под рукой владельца. Хранение на них — очень удобный способ.
  6. Межбанковские . Служит соединением и совместной работой двух разных организации.

Многие открывают краткосрочный счет . Он отличается тем, что существует не более шести месяцев. Его пополнение происходит один раз и не в коем случае нельзя обналичивать средства.

После того как срок действительности заканчивается, владельцу возвращают все проценты , которые успели накопиться за весь период.

При открытии счета на длительный срок необходимо составлять договор на срок до 12 месяцев . За этот промежуток времени банк имеет полное право распоряжаться денежными средствами клиента на свое усмотрение, при этом постоянно выплачивать проценты.

Должник

Спецсчет должника регулируется Федеральным законом Российской Федерации о банкротстве. Управляющий заемщика открывает особый счет в банке , который был выбран исключительно кредитной организацией.

Это делается для того, чтобы заимодавцы получили денежные выплаты, если произойдет продажа объекта на аукционе.

Когда объект был продан, деньги начисляются на особые счета, которые играют временным хранилищем, именно эту сумму обязан вернуть должник.

Лицо, которое имеет долг перед банком, лишен права на распоряжение деньгами, так как они хранятся исключительно для того, чтобы:

  • производилась оплата за судебные разбирательства;
  • начислялась выплата всех гонораров;
  • при закрытии всех претензий и вопросов кредитной организации к своему должнику.

Стоит отметить, что средства, которые имеются на счете, могут использоваться только с разрешения закона, такое решение в ходе рассмотрения дела выносит арбитражный управляющий. В остальных случаях снятие преследуется по закону.

Платежный агент и поставщик

Платежный агент имеет право:

  • отдавать любые суммы клиенту;
  • привлечь субагентов;
  • производить перерасчеты плательщика;
  • делать различные операции с электронными счетами.

Такие права даны законом на основание того, что агент является юридическим лицом , имеющим право участвовать в представлении банковской услуги, которое обязан выплачивать физическое лицо.

Платежный агент — это посредник. Лицо, которое взяло обязанности принимать любой платеж от физического лица.

Плательщик — это человек, который подписал договор с поставщиком с целью пользоваться его услугами.

Поставщик — организационная компания, которая предоставляет и реализует свои товары.

От того, насколько профессионально и ответственно будет работать агент, зависит безопасное поступление платежей поставщику . Агент в обязательном порядке начинает работу, как только был подписан договор.

Законодательная база

Законодательная база разработана в двух направлениях :

  1. Для счетов региональных операторов.
  2. Для специальных счетов квартир.

Для того чтобы его открыть, нужно произвести полное голосование всех жителей дома, определить банк, где будут храниться деньги.

Жителям также необходимо принять решение , как именно будет происходить сбор денежных средств на капремонт их совместного помещения.

Выбрав банк, жители должны быть в курсе, что именно он будет производить расчеты и выплаты с их счета . Клиенты, по желанию, могут самостоятельно управлять выплатами по капитальному ремонту.

Учет госзаказов

Доставка различных товаров для государства должно проводиться только после составления определенного договора .

Если проводится аукцион, то договор должен составляться с лицом, который выиграл торг. Организатором товаров является собственник.

Подрядные работы проводятся с целью строительства, реконструкций и выплат по капитальному ремонту жилых помещении. Порядки проведения подрядных торгов регламентированы учетом госзаказов.

Несение ответственности

В каждой сфере работы существуют определенные правила и нормы , за несоблюдение которых наступает грубое нарушение закона.

Например:

  1. За несоблюдение и невыполнение услуг возможен штраф в особо крупном размере.
  2. Если денежные средства были потрачены не по целевым направлениям, производится выплата пострадавшей стороне в размере всей потраченной суммы от виновника.
  3. За неправильное ведение дел накладывается штраф в размере 1 миллиона рублей.

Поэтому, работая со спецсчетом, необходимо нести полную ответственность .

Правильное расходование средств

Всю информацию по договорам и расходам полностью контролирует государство . Правильное расходование средств подразумевает собой:

  • выделение денег, учитывая страховые взносы;
  • оплату любых товаров;
  • другие расходы в рамках законодательства;
  • расчеты с иностранными лицами;
  • оплаты покупок через интернет;
  • вычеты из Пенсионного фонда;
  • медицинские услуги.

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Общие положения о специальных счетах и их виды

Принципы обслуживания и использования открытых в банке счетов (в том числе специальных) сформулированы в Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И. В зависимости от цели открытия, совершаемых по счету операций и категории субъекта предпринимательской деятельности выделяют спецсчета (п. 2.8 Инструкции):

  • поставщиков;
  • должников;
  • банковских платежных агентов (субагентов);
  • залоговые;
  • гарантийных фондов платежных систем;
  • номинальные;
  • клиринговые;
  • эскроу;
  • торговые.

Независимо от вида счета в банк подается соответствующее заявление с приложением необходимого по условиям кредитной организации пакета документов. В отдельных случаях возможно открытие счета в силу иного ранее заключенного договора, содержащего соответствующее условие.

Специальный банковский счет поставщика

Применение этого вида счетов регламентировано законом «О деятельности по приему…» от 03.06.2009 № 103-ФЗ. В отличие от других он может быть открыт только организациям и ИП, непосредственно являющимся поставщиками товаров и услуг, если платежи принимаются через платежных агентов.

В рамках п. 18 ст. 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ лицо, осуществляющее поставку товаров или услуг, не имеет права использовать иные виды счетов для взаиморасчетов с платежными посредниками. Получение и зачисление денег на иные счета, открытые поставщиками, невозможно.

Не знаете свои права?

В п. 19 ст. 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ сформулирован перечень операций, которые разрешены по рассматриваемой группе счетов:

  • получение денег со спецсчетов, в том числе от платежных посредников;
  • перевод денег на иные счета, принадлежащие непосредственно поставщику.

Отметим, что указанный перечень является исчерпывающим и выполнение иных операций в этом случае не разрешается.

Специальный банковский счет должника

Правовую основу использования должниками банковских спецсчетов составляет ст. 138 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Их открытие необходимо для зачисления части денежных средств, оставшихся после реализации имущества и расчетов с кредиторами, интересы которых были обеспечены залоговым имуществом.

В соответствии с п. 3 ст. 138 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ открыть и распоряжаться денежными средствами на таком спецсчете может только конкурсный управляющий. После открытия доступно совершение следующих операций:

  • списание денег в пользу кредиторов первой и второй очереди для погашения задолженности перед ними;
  • перечисление денежных средств на оплату судебных расходов (в том числе вознаграждение лиц, привлеченных к делу о банкротстве);
  • зачисление денег в установленном порядке.

Распоряжение и списание денег в пользу кредиторов или третьих лиц осуществляется только конкурсным управляющим. Совершение иных сделок и операций недопустимо.

Таким образом, спецсчета создаются с определенной целью, и их открытие в силу закона является обязательным. Законодательство определяет множество оснований для открытия такого рода счетов, некоторые из них мы привели в статье.