Операции на открытом рынке. Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке Центральный банк продает ценные бумаги

Инструментом гибкого и оперативного воздействия на объем лик­видных ресурсов коммерческих банков являются операции на откры­том рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью изменения денеж­ной массы. Посредством регулирования спроса и предложения на цен­ные бумаги правительства достигается эффект колебания объема де­нежной массы в обращении, вызванный характером ответных действий коммерческих банков. Так, продажа коммерческим банком государ­ственных цепных бумаг сужает свободные ресурсы КБ для целей кре­дитования, а покупка, напротив, высвобождает ресурсы и увеличивает возможности кредитования.

Проведение на открытом рынке операций, известных под названи­ем политики открытого рынка (open-market policy), стало применяться с 20-х гг. XX столетия в США. Немецкий банк проводил их с 1933 г., Великобритания - также в 30-е гг. Политика открытого рынка быстро завоевала популярность ввиду высокой эффективности и гибкости, потеснив другие методы кредитно-денежного регулирования.

Сокращение кредитных возможностей коммерческих банков целе­сообразно в период высокой конъюнктуры, повышение - в период кри­зиса. В кризисной ситуации центральный банк создает для коммерчес­ких банков возможность рефинансирования. Он ставит их в условия, когда продажа ценных бумаг центральному банку становится выгод­ной. Происходит одновременное изменение ссудного процента и лик­видности коммерческих банков. Вмесге с тем покупка ценных бумаг у ЦБ целесообразна при невысоком спросе на кредиты коммерческих банков со стороны фирм и домашних хозяйств. При этом условия цен­трального банка по покупке ценных бумаг должны быть более выгод­ными, чем условия предоставления кредитов населению и предприяти­ям нефинансового сектора.

Успеху политики открытого рынка способствует развитость инсти­тутов финансового рынка, имеющая место на Западе. Здесь централь­ные банки действуют наряду с другими кредитными институтами, среди которых сберегательные и инвестиционные компании, а также пред­приятия. Прочный запас ликвидности коммерческих банков иодт- вер-ждает его финансовую активность и может быть обеспечен как высо-


Глава 8. Кредитно-денежное регулирование

кими прибылями, так и большим портфелем ценных бумаг высокой доходности.

Проведение операций на открытом рынке может иметь некоторые различия. Традиционно Банк Германии устанавливает процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. При этом объем продаж не является объектом регулирования. Напротив, в США и Ан­глии ЦБ определяют объемы купли-продажи, в соответствии с кото­рыми коммерческие банки будут приобретать у них ценные бумаги. Величина процентной ставки здесь определяется косвенно и зависит от срока, на который осуществляется размещение ценных бумаг прави­тельства.

Операция покупки бумаг на условиях обратной сделки нашла при­менение и в проведении политики открытого рынка. В этом случае Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих бан­ков на срок, по окончании которого коммерческие байки осуществля­ют обратный выкуп проданных ценных бумаг с дисконтом, т.е. со скид­кой относительно цепы первоначальной сделки. Проводятся сделки РЕГЮ, которые нашли применение и во взаимоотношениях коммер­ческих банков с клиентами. Здесь однодневные или срочные соглаше­ния РЕПО предполагают продажу банкам высоколиквидных ценных бумаг (в США - Казначейства или федерального агентства) на услови­ях их выкупа на другой день (overnight) или на более длительный срок (от недели до месяца) по более высокой цене. Надбавка к цепе первич­ной сделки составляет доход коммерческого банка, прокредитовавше-го клиента под залог переданных ценных бумаг.

Проведение эффективной политики открытого рынка в Российской Федерации требует расширения емкости финансового рынка и адек­ватного функционирования его механизмов.

На Западе в разное время основными инструментами проведения политики открытого рынка являлись:

Казначейские векселя;

Долговые обязательства правительства и местных органов власти;

Беспроцентные казначейские свидетельства;

Долговые обязательства, допущенные к биржевой торговле;

Особые векселя.

По утверждению специалистов, перед Банком России после августа 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финаисо-


Часть III. Банковское посредничество: институты и организация

вого рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткос­рочные бескупонные облигации России - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения - до 3 месяцев, максималь­ный объем эмиссии - 10 млрд руб. Центральный банк предоставил воз­можность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка РФ. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его дина­мики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обра­щаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

Бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;

Новые инструменты государственного долга.

11родолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в зна­чительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финан­сов.

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагав гея активизировать сектор корпоративных долговых обя­зательств - облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и т.д., что позво­лит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпора­тивных.

См." Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова М.: ИНФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92..


Похожая информация.


5.2.1. Сущность государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства эмитента (государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Государственные ценные бумаги торгуются в национальной валюте эмитента.

Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т. д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждений.

5.2.2. Модели ценообразования на государственные ценные бумаги

Анализируя механизм ценообразования на государственные ценные бумаги, следует различать элементы, которые предопределяются государственными органами, выпускающими ценные бумаги, и те, что формируются под воздействием вторичного рынка, а значит, отражают рыночные процессы столкновения спроса и предложения. Рыночные элементы этого механизма мало чем отличаются от моделей ценообразования на валюту и ценные бумаги. А вот элементы, подверженные государственному влиянию, обретают специфические черты.

Знаете ли Вы, что: Support Margin Bonus и Megaprotect Bonus от компании «FORTFS» (Fort Financial Services Ltd.) участвуют в просадке. То есть в случае движения рынка в неблагоприятном для Вас направлении бонусные средства будут оставаться у Вас на торговом счете и помогать «пережить» плавающий убыток, даже если сумма Ваших собственных средств будет полностью исчерпана.

Основные особенности ценообразования на государственные ценные бумаги закладываются их эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, определения рыночного пространства их распространения и действия. Если такое пространство является крайне узким, цена государственных ценных бумаг практически однозначно определяется такими установленными заранее параметрами, как цена первичного размещения, цена погашения, процентная ставка и премия. В этом случае цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и вполне может быть названа назначаемой. Однако пространство вторичного рынка, зона его действия не ограничены, и эмитент способен предопределить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения, тогда как промежуточные цены в течение всего периода действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не выпускающими их государственными органами.

Доходность государственных облигаций

Различают два основных вида стоимости государственных ценных бумаг:

Номинал – цена, устанавливаемая эмитентом, с определенным купонным доходом (yield);
рыночная стоимость – цена бумаги на вторичном рынке.

Доходность ценной бумаги обратно пропорциональна их рыночной стоимости.

Пример. Бумага куплена у эмитента банком А по номиналу 100 условных единиц. Купонный доход (yield) составляет 3%. Через 1 год государство возвращает долг банку А 100 единиц и купонный доход, который составляет 3 условные единицы.

Если бы банк А продал бумагу банку В за 95 единиц на вторичном рынке, то банк В, погасив бумагу по номиналу, получил бы 100 единиц – основную сумму долга и 3 единицы – купонный доход. Таким образом, доход банка В по ценной бумаге составил (100 – 95) + 3 = 8 единиц (в примере расчеты упрощены по сравнению с расчетами на реальном рынке).

При росте доходности облигаций, что означает падение цены на них, возникает повышенный интерес вложения денег в этот финансовый инструмент (рис. 5.2.1). Для покупки облигаций нужна национальная валюта, т. е. спрос на валюту увеличивается, что приводит к росту курса этой валюты. При этом необходимо учитывать не только изменение доходности, но и сравнивать доходности облигаций разных стран, поскольку интерес представляют наиболее доходные облигации.

5.2.3. Операции центральных банков на открытом рынке

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

Стабилизационная кредитно-денежная политика реализуется как экспансионистская (расширение предложения денег) в период экономического спада и как рестриктивная (сдерживание роста денежной массы или сокращение предложения денег) в период «перегрева» экономической конъюнктуры.

Экспансионистская денежная политика (Expansionary Policy, Easy Money Policy). Проводится на стадии спада экономики и имеет целью ее стимулирование. Она заключается в том, что FED снабжает банки в избытке денежными ресурсами, которые могут быть использованы для недорогих кредитов, расширяющих потребительский спрос, а также инвестиции в бизнес. Для этой цели FED выкупает государственные ценные бумаги, увеличивая тем самым банковские денежные ресурсы; процентные ставки по банковским кредитам уменьшаются, растет сумма выдаваемых кредитов и объем денежной массы в обращении, что в итоге приводит к росту потребительского спроса.

Ограничительная денежная политика (Contractionary Policy, Tight Money Policy). Проводится на верху бизнес-цикла для того, чтобы предотвратить перегрев экономики, который может привести к неконтролируемой инфляции и тяжелому спаду активности, переходящему в кризис. Своевременными мерами FED стремится заранее ограничить рост, чтобы обеспечить плавное торможение и мягкий спад экономического цикла. Для этого осуществляется продажа государственных ценных бумаг, вследствие чего объем ресурсов банков падает, процентные ставки по кредитам растут, поскольку альтернативное вложение банковских средств дает высокую отдачу (процентные ставки по государственным облигациям высоки); объем кредитов падает из-за их дороговизны, приводя к торможению деловой активности, увеличивая безработицу и угнетая потребительский спрос.

5.2.4. Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном и вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие.

Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала). В США такие бумаги носят название Treasury Bill (T-Bill, биллы).

Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны - казначейские обязательства, имеющие сроки погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

США – 10-year Treasury Note (10-летние казначейские билеты).

Великобритания – Gilts. Правительственные обязательства, известные как ценные бумаги с золотым обрезом.

Япония – JGB (Japanese Government Bonds) – японские правительственные обязательства: Bank of Japan покупает 10- и 20-летние JGB каждый месяц, чтобы добавить ликвидности в денежно-кредитную систему.

Еврозона – немецкие 10-летние Bund обычно используют как эталонный тест. Рынок FOREX обычно сверяется с 10-летними билетами, сравнивая их количество с аналогами за границей, а именно, для евро – немецкие 10-летние Bund, для японской иены – 10-летние JGB и английского фунта – 10-летние Gilt. Наличие спреда (разницы в доходности) между 10-летними американскими казначейскими билетами и неамериканскими обязательствами влияет на обменный курс. Большее количество, американских казначейских билетов (рост доходности) обычно приносит пользу доллару США против иностранных валют.

Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения. В США – Treasury-Bonds (T-Bond, бонды). Это самый важный индикатор ожиданий инфляции на рынках.

Рынки чаще пользуются количеством (чем ценой), когда речь идет об уровнях бондов. Как во всех обязательствах, количество 30-летних казначейских обязательств обратно пропорционально цене. Нет четкого соотношения между длинным бондом и долларом США. Но обычно сохраняется следующее отношение – падение цены бонда (рост количества) из-за инфляционного беспокойства может «придавить» доллар. Подъем же может явиться результатом сильных экономических данных. Однако поскольку поставка 30-летних обязательств начала сокращаться из-за действий Казначейства по их возмещению (выкупаются долги), роль 30-летнего бонда как эталонного теста постепенно передается его 10-летнему варианту. Будучи эталонным активом, длинные бонды перемещают потоки капитала по глобальным соображениям. Финансовый или политический беспорядок на рынках стран третьего мира вызывает горячий интерес к американским казначейским обязательствам из-за их безопасного характера, таким образом помогая доллару.

Eurobond (евробонды).

Облигация, выпускаемая за пределами страны происхождения эмитента, обычно его зарубежными филиалами. Эти облигации не обязательно должны продаваться в Европе, хотя их главный рынок находится в Лондоне. Номинал еврооблигаций устанавливается в валюте другой страны, депонированной в стране их выпуска, поэтому существуют евродолларовые и евройеновые облигации.
- Облигация, предлагаемая к продаже после эмиссии одновременно инвесторам разных стран.
- Облигация, гарантированная международным синдикатом.

Кредитный рейтинг выражает мнение рейтинговой компании относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (суверенному правительству, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, объектам инфраструктуры, страховым компаниям, управляемым фондам) или отдельному долговому обязательству. Поскольку государственные ценные бумаги обеспечиваются имуществом страны, то долгосрочные кредитные рейтинги правительства можно отнести к рейтингу государственных ценных бумаг.

Рекомендацией относительно того, покупать, продавать или держать те или иные ценные бумаги,
мнением о рыночной цене долговых обязательств и об инвестиционной привлекательности эмитента для конкретного инвестора.

Moody"s (http://www.moodys.com);
Standard & Poors (http://www.sandp.ru);
Fitch Ibca. (http://www.fitchibca.com).

Долгосрочный рейтинг оценивает способность эмитента своевременно исполнять свои долговые обязательства. Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей категории – «AAA» до самой низкой – «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС» могут быть дополнены знаками «плюс» (+) или «минус» (-), обозначающими промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям.

«Позитивный» – рейтинг может повыситься.
«Негативный» – рейтинг может понизиться.
«Стабильный» – изменение маловероятно.
«Развивающийся» – возможно повышение или понижение рейтинга.

Содержание

Фондовый рынок является не только средством заработка для инвесторов и местом размещения собственных акций для эмитентов, но и выполняет функции важного государственного экономического регулятора.

При помощи , процессы вложения инвестиционных средств в тех или иные структуры если не абсолютно равномерны, то, по крайней мере, подпитывают некоторые отрасли. Продажа ценных бумаг также позволяет государству пополнять свою бюджет. Происходит это посредством размещения облигаций – ценных бумаг представляющих собой определенное долговое обязательство.

Определяется обязательство суммой и сроками. Сумма характеризуется конкретным вложением за одну единицу облигаций, а сроки указываются контрактом, чаще всего от нескольких месяцев до нескольких лет. Существует бессрочный вариант.

Инвестор получает свой доход как методом перепродажи облигации на вторичной торговой площадке, так и благодаря закрытию долгового обязательства эмитентом и уплатой назначенных процентов, которые были оговорены в процессе проведения долга.

Национальный посредник

Размещение государственных на рынке проводится при помощи соответствующего органа. В России данные функции берет на себя Банк России – центральный финансовый институт страны.

Стоит отметить, что помимо представительства, эдакого национального брокера, БР еще и берет на себя контроль и мониторинг выполнения законодательной базы участниками торгов. Также он проводит аттестацию и регистрацию всех лиц, которые хотят принимать участие в торгах в качестве профессионалов. Сюда входят брокеры, регистраторы, депозитарии и другие лица.

Конечно, на этом список задач не заканчивается. Банк России является ответственным лицом за выпуск денежных знаков. В том числе и контроль ее, нормализация инфляции и другой функционал экономического значения.

Продавая ценные бумаги государственного значения, БР пополняет тем самым бюджет страны. Помимо всего вышеперечисленного, деятельность БР как регулятора экономических отношений не заканчивается.

Регулятор банковской сферы

Крайне важное значения для экономического здоровья государства остается параметр банковской деятельности. Финансовые институты в разные периоды могут оказываться распорядителями слишком больших финансовых масс. Либо могут испытывать острую недостатку финансовой подпитки.

И ту, и другую проблему способен решать центральный банк. Его действия часто могут напоминать спасение определенных банков. В такой ситуации ЦентроБанк выкупает определенное количество облигаций банка, которые размещены им на фондовой бирже.

Таким образом, бедственное финансовое учреждение получает новую порцию оборотного капитала, которую может реализовать посредством собственных инвестиций, либо выдачей кредитов и задолженностей по депозитарным накоплением своих клиентов.

Обратная ситуация возможна путем выкупом богатым банком довольно крупной суммы определенных государственных облигаций. В таком масштабе банк передает денежную массу в пользование государственного бюджета. Осуществляется покупка долговых обязательств. Подобные мероприятия называются банковскими операции на открытом рынке ценных бумаг.


Открытый рынок

В широкой теоретической трактовке, открытый рынок представляет собой свободное от большинства ограничений торговое пространство. Здесь могут проводиться любые сделки. Касаемо биржевого дела – покупка и продажа ценных бумаг.

Теоретика сторонников открытого рынка гласит, что отсутствие ограничений позволит рынку максимально капитализироваться и обрести решающее значение в экономике. Такая концепция предполагает снятие всех ограничений по налогам, регистрациям, биржевой марже и тарифам. Исключение по ограничениям организуются лишь в ситуациях, противоречащих моральным и законодательным ценностям.

Данная идея была внесена как базовая в некоторые современные экономические теории, утверждающие, что самоуправление рыночных вопросов вполне возможно собственноручно решить путем действий самого рынка.

Такая теория становится открывает дорогу новому витка капиталистической структуры, на которой можно купить все и всех. Часто проводятся параллели с популярными идеалистическими концепциями, в которых все граждане получают доступ к неограниченной торговле на финансовой бирже. Таким образом формируя пассивный доход для себя с отказом от трудовой занятости.

В более материальном, узком понимании, открытый рынок являет собой описание торговой деятельности между ЦентроБанком и другими финансовыми институтами, представленными на одной торговой площадке с ним.

Банки на открытом рынке

БР, выходя на торговую площадку, чаще всего имеет одну из следующих мотиваций:

  • Операции на открытом рынке проводятся для регулирования всей банковской деятельности. Происходит это путем покупки в других банковских структурах и заполнения их резервных счетов. В подобной ситуации ЦентроБанк снижает объемы собственных резервов и получает шанс расширить объем активных сделок банков с их .
  • БР может увеличить количественную массу средств в собственном фонде. Происходит это путем продажи государственных ценных бумаг на бирже. Итогом становится падение объема средств в банковской системе. Но таким методом наращивается государственный бюджет, идущий на выполнение обязательств перед населением. Посредством корректировки спроса и предложения на активы ЦБ может воздействовать не только на объем резервов других банков и их способность к предоставлению займа, но и на общий объем денег в обороте (для конкретного региона).

Виды операций

Операции на открытом рынке в зависимости от условий сделок подразделяются на прямые сделки (купля-продажа за наличные) и срочные сделки (купля-продажа на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО). Объекты сделок - операции с государственными или частными ценными бумагами. При прямых сделках купля-продажа ценных бумаг совершается с немедленной поставкой, а процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Выполняются репо-сделки на условиях соглашения обратного выкупа. При этом различают прямые сделки РЕПО и обратные (или парные). В данной ситуации, прямые означают покупку активов центральным банком с обязательством дилера или коммерческого банка выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера или коммерческого банка через определенный срок.

Еще по одному параметру, по целям проведения операции открытого рынка делятся на защитные и на динамические. Динамические операции используют прямые сделки и направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Защитные же используют сделки РЕПО и проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня.

Купля-продажа ценных бумаг позволяет не только контролировать количество денег в обращении, но и изменять его в необходимых параметрах.


Процентное регулирование

Одним из таких параметров является регулирование процентных ставок. Отражение свое они находят также и среди граждан, в потребительских кредитах и депозитах. Называется данный инструмент ставкой рефинансирования, или, как еще говорят, учетной ставкой.

Формально данной ставкой считается та, под которую сам ЦентроБанк выдает кредиты коммерческим финансовым учреждениям. Те, в свою очередь, переносят ее на свои потребительские товары – выдачу кредитов и депозитов. При этом коммерческие банки немного (в разрешенных БР пределах) увеличивают ставки по кредитам и снижают по депозитам, тем самым формируя свою собственную прибыль.

Применение данного инструмента разнообразно:

  • Выполняет роль ориентира для рыночных процентных ставок по депозитам и кредитам. Это своего рода индикатор намерений Центрального Банка.
  • Является индикатором в подоходном налогообложении граждан, в процессах расчета подоходного налога с материальной выгоды, образующейся по кредитным договорам, при выплате страхового возмещения, при начислении процентного дохода по депозиту; используется также при налогообложении конкретной прибыли.
  • Является одним из факторов котировок национальной валюты.
  • Становится инструментом регулирования плавающего валютного курса.
  • Может быть использован как прогноз центрального банка по инфляции.

В целом, при помощи данной ставки правительство может гибко регулировать объем денежной массы в используемом обращении. Вместе с тем изменение ставки рефинансирования может иметь неоднозначные экономические последствия.

К примеру, существенное повышение ставки рефинансирования часто используется как антиинфляционная мера. В то же время увеличение ставки рефинансирования при бюджетном дефиците увеличивает государственный долг за счет растущих процентных выплат по государственным ценным бумагам, что в конечном счете способно раскрутить инфляционный процесс (особенно если бюджетный дефицит значителен).

Операции на открытом рынке это

Здравствуйте, друзья. По личным вопросам часто приходится общаться с представителем Центрального банка.

Очень уж мне интересно было узнать, какой фронт работ этому человеку за годы трудового стажа поднадоел больше всего.

Оказалось, что открытый рынок уже стал, как кость в горле. Чтобы был понятнее масштаб существующего напряжения, расскажу вам, дорогие читатели, про операции на открытом рынке – что это и в чем заключаются главные особенности. Не проходите мимо такой занятной и полезной информации.

Что представляют собой операции на открытом рынке?

Открытый рынок - это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг на вторичном рынке. Покупки на открытом рынке оплачиваются Центральным банком увеличением резервного счета банка продавца.

Суммарные денежные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы.

Продажи Центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса.

Поскольку Центральный банк является крупнейшем дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг.

Следовательно, Центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Это самый лучший инструмент, однако его эффективность снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы.

Преимущества данного метода:

  1. Центральный банк может контролировать объем операций;
  2. операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину;
  3. операции обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой;
  4. рынок ликвиден и скорость проведения операций высока ине зависит от административных проволочек.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций:

  • прямые сделки — покупка-продажа бумаг с немедленной поставкой. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Покупатель становится собственником бумаг, которые не имеют срока погашения;
  • сделки репо — проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьировать.

По типам операции открытого рынка делятся:

  1. динамические операции — направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки;
  2. защитные операции — проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки репо.

Применение операций открытого рынка зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В качестве аналога операций на открытом рынке Банк России использует также валютные интервенции.

Валютные интервенции - покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. Они воздействуют на курс рубля по отношению к доллару.

Продажа долларов Центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка — к его понижению.

Если Центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег.

Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент — валютные свопы.

Валютные свопы — это операции купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Они позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

Источник: http://сайт/www.aup.ru/books/m177/3_2.htm

Косвенные методы денежно-кредитной политики

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики.

Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке.

Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

Внимание!

Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно обращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен.

Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируемые органами власти:

  1. долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Банк Испании, Европейский центральный банк);
  2. финансовые векселя (Банк Англии, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);
  3. облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций: прямые сделки и соглашения РЕПО.

Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Прямые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок.

При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (иногда они еще называются мисматчевые), центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные. Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки.

Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки РЕПО.

Банком России сделки РЕПО широко применялись с 1996-го до финансового кризиса 1998 года. Предметом сделок были государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ).

Условием заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России.

То есть сделки заключались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств.

После кризиса Банк России разрешил проведение междилерского РЕПО - заключение сделок РЕПО с ГКО — ОФЗ между дилерами, отвечающими определенным критериям.

Предполагалось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

Применение операций открытого рынка как инструмента денежно- кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

После финансового кризиса 1998 года Банк России не имеет такой возможности. Операциям препятствует отсутствие в портфеле Центрального банка РФ государственных бумаг, пользующихся спросом.

Их возобновление будет зависеть от принятия Правительством РФ решения о переоформлении достаточной части портфеля в бумаги с рыночными характеристиками.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит.

Вместе с тем небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций.

Все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

Внимание!

Следует отметить, что принятие решения Банком России о допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом.

В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от некоторых субъектов Российской Федерации.

Эти эмитенты обращаются в Центральный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень ценных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале действительно дает положительный результат.

Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбардный список Центрального банка Российской Федерации — список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО.

Это может вызвать повышение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно.

При малейшем неблагоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабильность рынка ценных бумаг.

Во избежание такой ситуации на рынке ценных бумаг он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои операции.

Кроме того, у него нет возможности отслеживать финансовое положение каждого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно оставлять в ломбардном списке.

Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг Московского межбанковского центра.

Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг Банк России использует «операции РЕПО».

Банк России может предоставить денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т.е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг.

Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня.

Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

Источник: http://сайт/eclib.net/3/18.html

Open Market Operations

Операции на открытом рынке (Open Market Operations) - это депозитные и кредитные операции репо, операции по купле-продаже активов (ценных бумаг или валюты).

Операции на открытом рынке проводятся преимущественно с использованием государственных ценных бумаг.

Операции на открытом рынке являются монетарными операциями, составляют в странах с активной процентной политикой операционную базу денежно-кредитной политики центрального банка страны.

Их применение наряду с механизмом обязательных резервных требований и постоянными депозитными и кредитными операциями овернайт позволяет эффективно регулировать денежно-кредитный рынок и реализовывать денежно-кредитную политику.

Операции на открытом рынке разделяют на следующие виды:

  • регулярные;
  • операции по рефинансированию или депонированию на более длительный срок (как правило 3 месяца, реже - 6, 9, 12 мес.);
  • операции корректировки;
  • структурные операции.

Регулярные операции на открытом рынке являются наиболее распространенными операциями центральных банков. Они проводятся регулярно на основе четко определенного графика.

Чаще всего это - депозитные или кредитные операции на открытом рынке с 7 или 14 дневными срокам.

Регулярные операции на открытом рынке является операционной основой денежно-кредитной политики центральных банков и используются для регулирования процентных ставок управления ликвидностью рынка и отражения состояния денежно-кредитной политики.

Регулярные операции на открытом рынке обеспечивают основной объем рефинансирования банков в условиях недостаточной ликвидности или стерилизации ликвидности банков в условиях ее избыточного уровня.

Процентная ставка по регулярным операциям на открытом рынке признается базовой ставкой центрального банка и является ориентиром стоимости денег для субъектов денежно-кредитного рынка.

Внимание!

Операции рефинансирования или депонирования на более длительный срок (как правило 3 мес., реже - 6, 9, 12 мес.), проводятся по рыночным ставкам по процедуре стандартного тендера на возвратной основе с ежемесячной регулярностью.

Операции корректировки имеют целью быстрое корректирование неожиданного колебания ликвидности на рынке с целью сглаживания влияния на процентные ставки.

Они не имеют стандартизированных сроков и регулярности и проводятся преимущественно в виде обратных операций, реже - могут принимать форму прямых операций, свопов по обмену иностранной валюты и привлечения срочных депозитов путем быстрых тендеров или двусторонних процедур.

Структурные операции проводятся по инициативе центрального банка для структурного регулирования финансового рынка путем выпуска долговых сертификатов, обратных и прямых операций на регулярной или нерегулярной основе.

Источник: http://сайт/discovered.com.ua/glossary/operacii-na-otkrytom-rynke/

Что такое операции на открытом рынке?

Операции на открытом рынке – это своего рода сделки, совершаемые исключительно на официальном уровне только центральным банком определенного государства.

Операции на открытом рынке (open market operations «OMO») состоят из любой покупки и продажи государственных ценных бумаг, а иногда и коммерческих ценных бумаг со стороны органа центрального банка с целью регулирования денежной массы и кредитных условий на постоянной основе.

Операции на открытом рынке также могут быть использованы для стабилизации цен на государственные ценные бумаги, цель, которого вступает в конфликт с временной кредитной политикой центрального банка.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги на открытом рынке, эффект будет увеличивать резервы коммерческих банков, на основе которых они могут расширить свои кредиты и инвестиции.

Чтобы увеличить стоимость государственных ценных бумаг, что эквивалентно уменьшению процентных ставок и, чтобы уменьшить процентные ставки, как правило, таким образом поощряя инвестиции в бизнесе.

Операции на открытом рынке обычно осуществляется с краткосрочными государственными ценными бумагами (в Соединенных Штатах, часто казначейскими векселями).

Наблюдатели расходятся во мнениях относительно целесообразности такой политики. Сторонники считают, что дело в обоих краткосрочных и долгосрочных ценных бумагах приведет к искажению структуры процентных ставок и, следовательно, выделение кредита.

Оппоненты считают, что это было бы вполне уместно, так как процентные ставки по долгосрочным ценным бумагам имеют более непосредственное влияние на долгосрочную тенденцию инвестиционной деятельности, которая отвечает за колебания занятости и доходов.

Федеральная резервная система

Операции на открытом рынке являются Федеральной резервной системой (ФРС) наиболее гибких и часто используемых средств для осуществления денежно-кредитной политики государства.

Федеральная резервная системы имеет в своем распоряжении несколько различных типов OMO, хотя наиболее часто используемыми являются РЕПО и покупка ценных бумаг.

Операции на открытом рынке позволяют ФРС повлиять на поставку резервных остатков в банковской системе и тем самым влиять на краткосрочные процентные ставки и достижения других целей денежно-кредитной политики.

Помимо операций на открытом рынке, ФРС может повлиять на уровень резервных остатков либо реинвестирования доходов от созревания бумаг на счете открытой рыночной системы в новые ценные бумаги (резервные и нейтральные) или их погашением со сроком погашения ценных бумаг (резервным осушением).

Операции на открытом рынке являются одним из трех основных инструментов, используемых Федеральной резервной системой для достижения своих целей денежно-кредитной политики.

Другие инструменты меняют условия для заимствования скидок и корректировки нормативов обязательных резервов. Исполнение OMO в «открытом рынке» — также известного как вторичного рынка ценных бумаг, покупки наиболее гибких средств Федеральной резервной системы проведения своих целей.

Регулируя уровень резервных остатков в банковской системе через операции на открытом рынке, ФРС может компенсировать или поддерживать постоянные, сезонные или циклические изменения в поставку резервных остатков и тем самым влияют на краткосрочные процентные ставки и расширения других процентных ставок.

Денежно-кредитная политика и эффективность использования резервных остатков

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, является верхней денежно-кредитной политикой органов Федеральной резервной системы.

Делегирует ответственность за осуществление денежно-кредитной политики США менеджеру открытого счета Market System в Федеральном резервном банке Нью-Йорке через авторизации. Это разрешение содержится в протоколе первого заседания каждого года.

Менеджер несет ответственность за сотрудников, в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Таким образом, бюро выполняет операции на открытом рынке от имени всей Федеральной резервной системы.

После каждой встречи политики, которые происходят через каждые шесть-восемь недель, FOMC издает директиву SOMA Manager, в которой излагает подход к денежно-кредитной политики, что FOMC считает целесообразным в течение определенного периода времени между его заседаниями.

Директива содержит норму, по которой FOMC хотели бы получить средства для торговли за определенный период.

Федеральная резервная система проводит операции на открытом рынке с первичными дилерами, дилерами государственных ценных бумаг, которые имеют установленные торговые отношения с Федеральной резервной системой.

Внимание!

Таким образом, в то время как целевая скорость политики является необеспеченным, ставка кредитования между банками (Fed фондов), и федеральная резервная система, работает на рынке залогового кредитования с первичными дилерами (репо).

Эта структура работает, потому что первичные дилеры имеют счета в клиринговых банков, которые являются депозитными учреждениями.

Поэтому, когда Федеральная резервная система отправляет и получает денежные средства со счета дилера на его клирингового банка, это действие добавляет или сливает резервы в банковскую систему.

Благодаря этой корректировки на поставку резервных остатков, операции на открытом рынке влияют на федеральные средства и процентную ставку, что депозитарные учреждения платят, когда они заимствуют необеспеченные кредиты резервных остатков на срок друг от друга.

Банки могут заимствовать резервы на рынке федеральных фондов для удовлетворения резервных требований, установленных Федеральной резервной системы, а также для обеспечения надлежащих остатков на своих счетах в ФРС, чтобы покрыть чеки и электронные платежи, от их имени.

Изменения ставки по федеральным фондам часто оказывают сильное влияние на другие краткосрочные ставки.

Для того, чтобы наиболее эффективно влиять на уровень резервных остатков, Федеральная резервная система создала то, что называется «структурным дефицитом».

То есть, она создала постоянные дополнения в поставку резервных остатков, которые несколько меньше, чем объем от общей потребности. Затем на сезонной и суточной основе, все находится в таком положении, чтобы добавить балансы временно, чтобы добраться до нужного уровня.

В частности, бюро создает портфель «SOMA» путем покупки казначейских ценных бумаг США на открытом рынке. Поскольку портфель СОМА «покупать-и-получать» ценные бумаги, приобретенные в нем, как правило, удерживаются до их погашения, и входят в покупку ценных бумаг по итогам ФРС в постоянном повышении уровня резервных остатков.

В дополнение к портфелю СОМА, общий портфель ФРС включает в себя долгосрочные РЕПО и краткосрочную книгу РЕПО. РЕПО называют также соглашения РЕПО или RPS, что является одной из форм кредита, обеспеченного залогом, где ФРС предоставляет деньги первичных дилеров, а также первичные дилеры дают высококачественные ценные бумаги ФРС в качестве общего залога по кредиту.

Сделки РЕПО

В то время как портфель СОМА компенсирует факторы, которые постоянно стекают или остатки от банковской системы, в виде банкнот Федеральной резервной системы, учет репо долгосрочно используется для компенсации сезонных перемещений в факторах.

Долгосрочные РЕПО в настоящее время имеют срок погашения 14 дней и проводятся каждый четверг рано утром.

Книга РЕПО краткосрочна, и состоит из операций РЕПО с более короткими, чем 14-дневного погашения, а также преобладают однодневные сделки РЕПО.

Эти операции, как правило, проводятся каждый день, чтобы точно настроить уровень банковских резервов, необходимых в этот день.

Хотя, как правило, эти операции будут добавлять балансы, иногда система должна иметь погашенные остатки, и в этом случае бюро будет проводить обратную операцию РЕПО.

Операции обратного репо противоположны РП. Вместо того, чтобы кредитные деньги уходили дилерам, стол заимствует деньги у дилеров по сравнению с залогом со счета открытого рынка системы.

РЕПО и обратный РЕПО могут проводиться на срок до 65 рабочих дней. Они, как правило, остановились на тот же день, хотя они могут быть решены и раньше.

Для получения информации о приемлемых для обеспечения сделок РЕПО, следует изучить Федеральный закон о резерве, и внутреннем разрешении, которое существует в протоколе для первого ежегодного заседания.

Сбор информации, подготовка и проведение

Персонал начинает каждый рабочий день путем сбора информации о деятельности рынка из целого ряда источников.

Трейдеров ФРС обсуждают с первичными дилерами, как на следующий день может разворачиваться ход событий на рынке ценных бумаг и как задача дилерского финансирования своих позиций ценных бумаг, в этот момент прогрессирует.

Персонал также говорит с крупными банками о своих резервных потребностях и планах банков для их удовлетворения и о работе брокеров, а также их деятельности на этом рынке.

Сбор данных по банковским резервам за предыдущий день и прогнозы факторов, которые могут повлиять на резервы для будущих дней – задача для рабочего персонала.

Персонал также получает информацию от казначейства о своем балансе в Федеральной резервной системе, а также помогает в управлении казначейства. этот баланс и казначейские счета в коммерческих банках.

Внимание!

После обсуждения с Казначейством, прогнозы запасов завершены. Затем, после просмотра всей информации, собранной из различных источников, сотрудники бюро необходимо разработать план действий на день.

Этот план рассматривается с участием заинтересованных сторон вокруг системы во время телефонной конференции каждое утро.

Условия на финансовых рынках, в том числе внутренних ценных бумагах и денежных рынков, а также валютных рынках,рассматриваются в настоящее время.

Когда вызов конференции завершен, стол проводит любые согласованные операции на открытом рынке.

Бюро инициирует этот процесс, объявив ОМО через электронную систему аукциона под названием FedTrade, решением для дилеров подать заявки или предложения в зависимости от обстоятельств.

Для операции РЕПО объявление заявляет время и срок проведения аукциона, однако не определяет его размер. Размер операции обычно бывает объявлен позже, после завершения операции.

Предложения дилеров оцениваются по конкурсной, лучшей цене. Первичные дилеры, как правило, дают около 10 минут, чтобы представить свои предложения и уведомление о результатах примерно через минуту после закрытия аукциона.

Результаты аукциона также одновременно будут отправлены на внешний веб-сайт банка.

Аукционы для прямых покупок, как правило, становятся известными позже утром. Объявление содержит диапазон сроков погашения ценных бумаг ФРС, рассматривание возможности на покупку, а также список всех ценных бумаг, которые будут исключены в этом диапазоне.

Эти операции, как правило, открыты около 30 минут. Дилеры совершают ставки по ценным бумагам, а Федеральная резервная система сравнивает относительное преимущество предложений через ценные бумаги, принимая лучшие относительно цены предложения, представленные участвующими сторонами.

Как правило, доходы реинвестируются, как и размер постоянного резерва. Время от времени, в связи с рекомендациями портфеля или потребностей резервов, доходы будут получены, что уменьшает размер портфеля и полностью истощает резервные остатки из банковской системы.

Источник: https://biznes-prost.ru/operacii-na-otkrytom-rynke.html

Операции Центрального Банка на открытом рынке

Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков.

Данные операции могут являться одним из основных инструментов регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо использоваться в качестве антикризисного инструмента для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор и/или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).

В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности.

Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг.

Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО).

При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.

Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка.

Внимание!

В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров.

Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей.

Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов.

Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения.

Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев.

Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Операция РЕПО представляет собой сделку, состоящую из двух частей: продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене.

Разница между ценой продажи и покупки составляет стоимость заимствований с помощью операции РЕПО.

Механизм операций РЕПО подразумевает, что на срок предоставления денежных средств ценные бумаги, выступающие в качестве обеспечения, переходят в собственность к кредитору, что снижает кредитный риск по данному виду операций и упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком.

В настоящее время операции РЕПО используются Банком России только для предоставления ликвидности коммерческим банкам.

По первой части сделок Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент – кредитная организация – в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение.

По второй части сделок Банком России производится обратная продажа ценных бумаг кредитной организации по установленной в момент заключения сделки цене.

Операции РЕПО с Банком России проводятся на организованных торгах на Фондовой бирже ММВБ и Санкт-Петербургской валютной бирже, а также не на организованных торгах с использованием информационной системы Московской Биржи и информационной системы Bloomberg.

Операции обратного модифицированного РЕПО, предусматривающие продажу Банком России ценных бумаг из установленного перечня с обязательством обратной покупки, применялись Банком России в качестве инструмента абсорбирования банковской ликвидности до 2004 года и в настоящее время не проводятся.

Пример. В начале 2014 года курс рубля стал стремительно падать. В связи с ростом инфляционных опасений такая ситуация перестала устраивать Банк России.

Денежный регулятор прекратил однодневные операции РЕПО с банками, которые ранее использовали вырученные средства для спекуляции на валютном рынке, а также снизил предложения по семидневным операциям РЕПО, проводимым по вторникам.

Как результат, коммерческие банки начали фиксировать прибыль по валютным позициям для восполнения провалов в ликвидности, рубль начал укрепляться.

Операции с облигациями Банка России

Выпуск центральными банками собственных краткосрочных облигаций достаточно широко распространён в мировой практике проведения денежно-кредитной политики.

Особенно активно данные операции используются в странах с развивающимися финансовыми рынками, для которых характерен систематический профицит ликвидности банковского сектора.

Собственные облигации, в частности, выпускают центральные банки Южной Кореи, Израиля, Бразилии, Чили, Южно-Африканской Республики.

Размещение облигаций центрального банка используется для стерилизации ликвидности, как правило, на сроки от нескольких месяцев до 1 года, однако возможно использование и более долгосрочных бумаг (со сроками до 3-5 лет).

Операции с облигациями центрального банка являются достаточно гибким инструментом регулирования банковской ликвидности, так как кредитная организация, являющаяся их держателем, при необходимости может использовать их в качестве обеспечения по операциям межбанковского кредитования и/или привлечения рефинансирования со стороны центрального банка.

Кроме того, кредитная организация также может реализовать данные бумаги на вторичном рынке, либо, если это предусмотрено, продать их центральному банку.

Внимание!

Банк России осуществляет выпуск собственных облигаций (облигаций Банка России – ОБР) на регулярной основе в целях регулирования ликвидности банковского сектора.

В периоды формирования устойчивого профицита банковской ликвидности операции с ОБР являются одним из рыночных инструментом стерилизации ликвидности (к данному типу операций также относятся депозитные аукционы).

Удобством использования операций с ОБР для кредитных организаций является возможность досрочной реализации ценных бумаг на вторичном рынке, а также возможность их использования в качестве обеспечения как по сделкам межбанковского кредитования, так и по операциям предоставления ликвидности Банка России.

ОБР включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России.

ОБР выпускаются в форме бескупонных дисконтных облигаций, что предусматривает продажу облигаций держателям по цене, меньшей номинала, с последующим погашением облигаций по номинальной стоимости при отсутствии купонных платежей держателям в период обращения выпуска.

Право на выпуск Банком России собственных облигаций в целях реализации денежно-кредитной политики устанавливается ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Эмиссия ОБР осуществляется в соответствии со ст. 27.5-1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением Банка России от 29.03.2006 № 284-П «О порядке эмиссии облигаций Банка России».

Свои функции ЦБ РФ осуществляет через активные и пассивные операции.Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки:

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законодательством;
  • покупать и продавать государственные ценные бумаги, собственные облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными банками;
  • покупать, продавать, хранить драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  • проводить расчетно-кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
  • выдавать поручительства и банковские гарантии;
  • осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления банковскими рисками;
  • открывать счета в российских и иностранных банках на территории РФ и территориях иностранных государств;
  • выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  • осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с денежным обращением, принятым в международной банковской практике.

Банк России не имеет права :

  • осуществлять операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций;
  • приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций;
  • осуществлять операции с недвижимостью;
  • заниматься торговой и производственной деятельностью;
  • пролонгировать предоставленные кредиты.

Пассивные и активные операции

Можно выделить две группы операций Банка России — пассивные и активные (табл. 3.2).

Пассивные операции — это операции по формированию банковских ресурсов. К пассивам Банка России относятся:

  • эмиссия банкнот и монет (наличные деньги в обращении);
  • депозиты (средства на счетах);
  • обязательства по полученным кредитам;
  • выпуск собственных облигаций;
  • капитал и резервы.

Важным источником ресурсов Банка России является эмиссия наличных денег. Банкноты и монеты — это безусловные обязательства Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Соответственно их эмиссия осуществляется по трем каналам: кредитование банков, кредитование государства и покупка иностранной валюты.

Депозиты привлекаются на срок от одного дня до трех месяцев и до востребования.

Банк России может получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций.

Активные операции — это операции по размещению банковских ресурсов. К активам Банка России относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

На операции с драгоценными металлами и иностранной валютой приходится наибольший удельный вес в активе.

Операции с иностранной валютой, проводимые Центральным банком, предусматривают сбалансированную реализацию двух целей: осуществление непосредственно денежно-кредитной политики (проведение процентной политики или регулирование денежной массы в целях борьбы с инфляцией) и валютной политики (регулирование валютного курса).

Повышение процентных ставок в стране при прочих равных условиях стимулирует приток капитала в национальную экономику, повышая спрос на ее национальную валюту и соответственно содействуя росту курса этой валюты. Понижение процентных ставок может приводить к обратному эффекту.

Вложения в ценные бумаги могут осуществляться Банком России с разными целями.

Во-первых, покупка обязательств Правительства России при их первичном размещении служит источником покрытия внутри годовых разрывов между текущими доходами и расходами или дефицита федерального бюджета (если это предусмотрено законом о федеральном бюджете).

Во-вторых, покупка Банком России ценных бумаг на вторичном рынке, в том числе с обязательством обратной продажи (репо), может осуществляться для пополнения банковской ликвидности в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Операции на открытом рынке являются одним из наиболее действенных и гибких инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка, обеспечивающих эффективное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Периодичность и масштабы проведения операций определяются Центральным банком исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает данный инструмент гибким и oперативным в применении, позволяющим в короткий срок достичь желаемого прогнозируемого эффекта.

Механизм операций на открытом рынке достаточно прост, что и делает его удобным для использования. Операции на открытом рынке, проводимые центральными банками, различаются в зависимости от объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок, условий сделок (прямые сделки и сделки РЕПО), сферы проведения (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); субъектов инициативы в проведении операций (Центральный банк или участники денежного рынка).

В зависимости от условий сделок операции на открытом рынке подразделяются на прямые и РЕПО. Исторически первой формой операций явились прямые сделки , т.е. операции Центрального банка по покупке или продаже ценных бумаг (из своего портфеля), которые обычно проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки либо на следующий день.

Основные средства (здания, оборудование, включая компьютеры) составляли на 1 июля 2007 г. примерно 0,5% всех активов Банка России.

Валютные интервенции

В целях реализации денежно-кредитной и курсовой политики центральные банки проводят операции с иностранными валютами, из которых наиболее традиционными являются операции Центрального банка по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты и суммарный спрос и предложение денег — конверсионные операции, или валютные интервенции. Эти операции направлены на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке, противодействие спекулятивным настроениям участников рынка, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий в отношении инфляции и курса.

В России важность этих операций определяется тем, что валютный курс в настоящее время является одним из основных инфляционнообразующих факторов, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции.

В последние годы проведение Банком России валютных интервенций объективно приводило в основном к росту золотовалютных резервов. Пополнение золотовалютных резервов происходит в периоды, когда цены на нефть и соответственно выручка экспортеров остаются на высоком уровне. При этом банки продают валюту в связи с необходимостью пополнения рублевой ликвидности (например, в целях выплаты налогов, как своих, так и клиентских). С другой стороны, Банк России стремится сдержать укрепление реального эффективного курса рубля в заданных рамках (т.е. не допустить чрезмерного укрепления курса рубля по отношению к бивалютной корзине) и с этой целью проводит операции по покупке долларов США и евро на внутреннем валютном рынке, пополняя тем самым золотовалютные резервы. При этом покупка Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке становится основным источником прироста денежной массы и увеличения денежной базы, что при неблагоприятной ситуации может усиливать инфляционные процессы.

В связи со значительным влиянием внешних факторов на экономику России периодически возникают ситуации резкого падения курса рубля по отношению к основным валютам. В этом случае Банк России для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и поддержания курса рубля проводит продажу иностранной валюты из золотовалютных резервов.

В целях денежно-кредитной политики центральные банки могут проводить и другие виды валютных операций помимо прямых операций по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, например операции с ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте, в том числе прямые операции по купле-продаже ценных бумаг либо операции РЕПО. Результаты проведения таких операций на денежном рынке могут быть аналогичны конверсионным.