Кто возглавлял верховную распорядительную комиссию. Что значит "верховная распорядительная комиссия". Смотреть что такое "Верховная распорядительная комиссия" в других словарях

Верховная Распорядительная Комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия была учреждена в Петербурге именным указом императора Александра II сенату от 12 февраля 1880 года и просуществовала до 6 августа того же года. По мысли правительства, озабоченного усилившимся к тому времени революционным брожением в среде русского общества и, в частности, участившимися террористическими актами народовольцев, она должна была объединить под своим руководством все дело борьбы с политическими преступлениями. Первая мысль о создании подобного учреждения принадлежала тогдашнему наследнику, который после совершенного Исполнительным Комитетом Народной Воли 5 февраля 1880 года взрыва в Зимнем дворце выступил в совещании министров с проектом образования особой «Верховной Следственной Комиссии» и наделения ее обширными полномочиями, простирающимися на всю Россию. После некоторых колебаний император Александр II принял этот план и проектированная наследником комиссия была учреждена под именем Верховной Распорядительной Комиссии, причем главным начальником ее был назначен граф М. Т. Лорис-Меликов, бывший перед тем временным генерал-губернатором в Харькове, а члены должны были быть назначены высочайшей властью по представлению главного начальника, которому сверх того давалось право призывать в Комиссию всех тех лиц, чье присутствие будет признано им полезным. По указанию Лорис-Меликова, членами Комиссии были назначены: член государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адмирал князь А. К. Имеретинский, управлявший делами комитета министров статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин и П. А. Марков, товарищ главноуправляющего III отделением Канцелярии Его Величества генерал-майор П. А. Черевин, генерал-майор М. А. Батьянов и правитель канцелярии министра внутренних дел С. С. Перфильев. В этом составе Верховная Распорядительная Комиссия и осталась до конца своего существования. Указ об учреждении Верховной Распорядительной Комиссии, заявляя о «твердом решении» государя «положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок», возлагал на Комиссию осуществление этой задачи. Для достижения такой цели главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были даны чрезвычайно широкие права и полномочия. Ему были предоставлены права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях с непосредственным подчинением ему петербургского градоначальника; ему же было передано прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в Петербурге и петербургском военном округе и верховное направление такого рода дел во всех других местностях империи. Все его требования по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия должны были немедленно исполняться, как местными начальствами, так и всеми ведомствами, не исключая военного, и все ведомства обязывались оказывать ему полное содействие. Он мог, когда находил это нужным, непосредственно испрашивать высочайшего повеления и указания. Независимо от этого ему предоставлялось вообще принимать распоряжения и меры, признаваемые им необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, как в Петербурге, так и в других местностях империи, с правом определять взыскания и самый порядок наложения последних за неисполнение этих распоряжений и мер. Все такие распоряжения и меры главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии должны были безусловно исполняться всеми и каждым и могли быть отменены только им самим или же особым высочайшим повелением.

Вступив в должность главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии, Лорис-Меликов первым делом напечатал особое обращение «к жителям столицы», в котором обещал «приложить все старание и умение к тому, чтобы с одной стороны не допускать ни малейшего послабления и не останавливаться ни пред какими строгими мерами для наказания преступных действий, позорящих наше общество, а с другой — успокоить и оградить законные интересы его здравомыслящей части». Последние слова в связи с упоминанием обращения, что «главную силу, могущую содействовать власти к возобновлению правильного течения государственной жизни», наделенный диктаторскими полномочиями начальник Верховной Распорядительной Комиссии видит «в поддержке общества», заставили некоторые либеральные слои тогдашнего русского общества возложить известные упования на Лорис-Меликова. Но по существу либерализм последнего был весьма невысокого пошиба. В борьбе с революционным движением Лорис-Меликов рассчитывал по-прежнему пользоваться главным образом сыском и репрессиями, лишь несколько усовершенствовав их применение и несколько ослабив те виды репрессии, которые особенно больно задевали незатронутые революционным брожением общественные слои. Вместе с тем он считал, правда, нужными, для успокоения общественного и народного недовольства, некоторые частные реформы, но не допускал и мысли ни о каких коренных изменениях в государственной и общественной жизни России. По этой дороге пошла и руководимая им Верховная Распорядительная Комиссия. В четырех заседаниях, которые она имела (3 в марте и одно в июне), она обсуждала меры к объединению действий разного рода полиции и к усовершенствованию политического сыска, занималась вопросом о согласовании деятельности чинов администрации и судебного ведомства в деле преследования политических преступников, разбирала частные недостатки существовавшей системы полицейского надзора, рассматривала списки состоявших под надзором лиц (политических в этих списках оказалось 6 790 человек) и намечала возможные смягчения для некоторых из них, признанных сознавшими свои заблуждения. В свою очередь, Лорис-Меликов в своих докладах государю, старательно подчеркивая необходимость сохранения самодержавия и энергичной борьбы с революционерами, указывал на желательность объединения деятельности политической полиции и на пользу, которую могли бы принести правительству некоторые частные реформы и удаление отдельных наиболее непопулярных лиц из рядов высшей администрации. Соответственно с этими указаниями высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 года главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были временно подчинены ІІІ отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов; граф Д. А. Толстой был уволен от должностей министра народного просвещения и обер-прокурора Синода и заменен в первой Сабуровым, во второй — Победоносцевым; была возвращена свобода или даны облегчения некоторому числу находившихся под надзором лиц, но одновременно практиковались свирепые репрессии по отношению к политическим преступникам; между прочим, покушавшийся 20 февраля на жизнь Лорис-Меликова Млодецкий был в течение суток приговорен военным судом к повешению и казнен. Совпавшее с последующими месяцами некоторое внешнее затишье революционной деятельности убедило Лорис-Меликова в успехе его борьбы с революционерами, и состоявшийся 6 августа 1880 года высочайший указ объявил, что «ближайшая цель учреждения Комиссии — объединение действий всех властей для борьбы с крамолою — настолько уже достигнута», что впредь эта борьба может уже вестись министерством внутренних дел. Верховная Распорядительная Комиссия этим указом была закрыта, и ее дела переданы министерству внутренних дел; вместе с тем было упразднено ІІІ Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии также с переводом его дел в министерство внутренних дел, в составе которого образовался особый департамент государственной полиции; заведование корпусом жандармов также перешло к министру внутренних дел, на правах шефа жандармов; ему же предоставлено было завершение возбужденных Верховной Распорядительной Комиссией вопросов с правом приглашать для этого в особые совещания бывших ее членов. Сам бывший главный начальник Верховной Распорядительной Комиссии, ничего не потеряв при таких условиях из своей власти, перешел на пост министра внутренних дел.

Харьковский генерал-губернатор

Его возвращение в Петербург совпало с учреждением особых временных генерал-губернаторов (Европейская Россия была разделена на шесть генерал-губернаторств), снабженных почти безграничными полномочиями, для искоренения в государстве крамолы (терроризма), проявившейся во многих частях Империи целым рядом преступных действий.

7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, где незадолго перед этим был убит губернатор князь Д. Н. Кропоткин; с 17 апреля того же года - командующий войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. Учитывая подобное отношение населения, народовольцы даже не включили его в список генерал-губернаторов, которым они вынесли смертные приговоры.

Главный начальник Верховной распорядительной комиссии

В начале 1880 года, вскоре после взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, был вызван в Петербург для обсуждения вопроса о мерах для борьбы с революционным движением. 14 февраля 1880 года был назначен Главным начальником учреждённой 12 февраля того же года Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями; с 3 марта - временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Вскоре после назначения Лорис-Меликова в различные концы европейской части империи были снаряжены сенатские ревизии. Итогом их деятельности стало резкое уменьшение количества политических дел на местах. Материалы ревизий позволили Лорис-Меликову сделать вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность Великих реформ. Это касалось и крестьянского малоземелья, и разорительных для их хозяйств выкупных платежей, и недопущение представителей общества к решению государственных вопросов.

В целях сосредоточения в одних руках высшего заведования всеми органами, призванными к охранению государственного спокойствия, предложил упразднить III Отделение и передать все его дела и функции во вновь учрежденный Департамент полиции при Министерстве внутренних дел. Им были предложены меры к облегчению участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности и принадлежавших в значительной мере к числу учащейся молодежи. Некоторое отражение системы Лорис-Меликова можно найти в «Письмах о современном состоянии России» Р. А. Фадеева , бывшего товарища Лорис-Меликова по службе на Кавказе.

Несмотря на сделанное 20 февраля 1880 года неким Молодецким покушение на него, продолжал держаться высказанных им начал в борьбе с революционным движением.

Министр внутренних дел. Цареубийство

В конце лета 1880 года возбудил вопрос о прекращении деятельности Верховной распорядительной комиссии, которая и была закрыта 6 августа того же года; в тот же день был назначен министром внутренних дел.

Из числа всех мероприятий, задуманных при нём, в промежуток времени с ноября 1880 года по май 1881 года, были осуществлены весьма немногие, как, например, отмена акциза на соль (по финансовому ведомству) или уменьшение выкупных платежей. Из задуманных им мероприятий, уже после его отставки, была осуществлена отмена подушной подати.

В борьбе правительства с пропагандой свержения монархии и с терроризмом держался воззрения, что для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан вообще и что отмена установленных общих ограничений и исключительных мероприятий может отнять почву у антимонархической пропаганды. Тем не менее не отказывался он и от репрессивных мер в отношении народовольцев. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. Лорис-Меликов лично принимал участие в допросах арестованного в ноябре 1879 года террориста Г. Д. Гольденберга и получил от него ценные показания.

Во время его руководства министерством было совершено убийство в Петербурге главы государства при обстоятельствах, свидетельствовавших об отсутствии достаточных мер по охране личной безопасности императора (таково было мнение обер-прокурора Победоносцева и императора Александра III). Тем не менее за несколько дней до этого Лорис-Меликов настойчиво рекомендовал Александру II временно воздержаться от поездок по столице. Однако император пренебрег рекомендациями своего министра. Благодаря тому, что один из террористов - Н. Рысаков , - убегая с места преступления, был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым и дал обширные показания следствию, удалось раскрыть всю террористическую организацию (её главарь Желябов был арестован за 2 дня до цареубийства на основании показаний харьковского террориста Гольденберга , которые были даны ещё в конце 1879 года).

Увольнение. В отставке

Цареубийство явственно показало правящим кругам крах курса умиротворения либералов и революционеров. В письме от 6 марта 1881 года обер-прокурор К. П. Победоносцев писал новому императору Александру III : «<…> час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и Себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому обще

Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] Колпакиди Александр Иванович

Глава 11 Верховная распорядительная комиссия

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генерал-майор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, обер-прокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. Лорис-Меликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования Лорис-Меликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал Лорис-Меликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов.

Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал Лорис-Меликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, Лорис-Меликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого Лорис-Меликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел.

«III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции...»

Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал:

«При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после Лорис-Меликова?»

Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Из книги XX век танков автора

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Причины ищет комиссия Комиссия по расследованию причин катастрофы была создана на следующий день после гибели «Трешера», 11 апреля. В состав этой комиссии вошли видные подводники, специалисты кораблестроители и бывший командующий подводными силами Атлантического флота

Из книги Германская армия на Западном фронте. Воспоминания начальника Генерального штаба. 1939-1945 автора Вестфаль Зигфрид

Комиссия по перемирию 22 июня 1940 года в Компьенском лесу Кейтель и генерал французской армии Хюнцигер подписали договор о мире. Через два дня в Риме было заключено перемирие между Францией и Италией. Французы чувствовали, что подписание последнего особенно унизительно.

Из книги «Спасите наши души!» [Неизвестные страницы истории советского ВМФ] автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

Закупочная комиссия С началом Первой мировой войны перед военным ведомством России встала острая проблема - снабжение армии автотранспортом. Дело в том, что к августу 1914 года в Русской Армии имелось всего 711 автомобилей (418 грузовых, 239 легковых и 34 специальных -

Из книги Неизвестные страницы истории советского флота автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе Уже на следующий день после гибели К-8 в Вашингтоне представитель Пентагона провел пресс-конференцию с представителями американских средств массовой информации. Ошарашив собравшихся, он заявил: «В конце прошлой недели в

Из книги Призыв на военную службу [Пособие для призывника и его представителя] автора Чаплыгин Аркадий Алексеевич

Из книги Устройство вооруженных сил Республики автора Самуйлов В. И.

Особая Центральная Комиссия В составе Председателя, членов по одному: от Всеросс. Главного Штаба, от Управления по ремонтированию армии от Военно-Ветеринарного Управления, от Народных Комиссариатов- Продовольствия, Внутренних дел и Земледелия.На названную Комиссию

Из книги Переписка И. Сталина с У. Черчиллем и К. Эттли (июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.) автора Власова Е.

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР: д-р эконом. наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), чл. – корр. Ак. наук СССР В. М. ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. Н. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), доц. Г. А. БЕЛОВ, чл. – корр. Ак. наук СССР Е. М.

Из книги ОГПУ против РОВС. Тайная война в Париже. 1924-1939 гг. автора Гаспарян Армен Сумбатович

ГЛАВА 2. Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко В 5 часов 15 минут утра 23 сентября два полицейских инспектора произвели

Из книги Атомный проект. История сверхоружия автора Первушин Антон Иванович

Атомная комиссия В декабре 1919 года в Петроградском университете состоялось открытие годичного собрания научных работников недавно созданного Государственного оптического института. После сообщения ученого секретаря о проделанной работе на кафедру поднялся директор

Из книги Танковые войны XX века автора Больных Александр Геннадьевич

Урановая комиссия Научный обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Уильям Лоуренс внимательно следил за достижениями в области ядерных исследований. В конце апреля 1940 года он узнал от Петера Дебая, который тогда посетил США, что большая часть сотрудников Физического

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА Завершилась Вторая мировая война, и теперь генералы (и маршалы тоже) могли спокойно перевести дух, оглядеться и решить, что следует делать дальше. Собственно, такой вопрос перед ними не стоял, они умели и любили только одно и,

Из книги У истоков русской контрразведки. Сборник документов и материалов автора Батюшин Николай Степанович

Верховная распорядительная комиссия Верхо́вная распоряди́тельная коми́ссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, высший чрезвычайный орган государственного управления в России в феврале - августе 1880. Создан после взрыва в Зимнем дворце, организованного С. Н. Халтуриным (5 февраля 1880). Председатель - М. Т. Лорис-Меликов.

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ВЕРХО́ВНАЯ РАСПОРЯДИ́ТЕЛЬНАЯ КОМИ́ССИЯ по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - чрезвычайный государственный орган управления в России (см. РОССИЯ (государство)) в феврале-августе 1880 года. Верховная распорядительная комиссия была учреждена 12 февраля 1880 года после взрыва в Зимнем дворце, произведенного 5 февраля С.Н. Халтуриным. В ее состав вошли: главный начальник граф М.Т. Лорис-Меликов, член Государственного совета К.П. Победоносцев, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Кабинета министров М.С. Каханов; сенаторы М.Е. Ковалевский, И.И. Шамшин, обер-прокурор Сената П.А. Марков, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, генерал-майор свиты М.И. Батьянов, правитель канцелярии министерства внутренних дел С.С. Перфильев, а с мая - начальник главного управления печати Н.С. Абаза.
Главному начальнику Верховной распорядительной комиссии предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) и его окрестностях, поручалось прямое ведение следственных дел по государственным преступлениям; ему временно подчинялись Третье отделение и корпус жандармов. В целях привлечения к борьбе с революционном движением «благомыслящей части общества» М.Т. Лорис-Меликов в феврале 1880 года выступил с обращением к жителям столицы. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционным движением, для ускорения следствий по делам о государственных преступлениях, упорядочения вопроса об административной ссылке, о полицейском надзоре. 11 апреля М.Т. Лорис-Меликов в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. Сама Верховная распорядительная комиссия являлась лишь консультативно-исполнительным органом при ее начальнике. 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия была упразднена. Третье отделение также упразднялось, все его функции передавались в министерство внутренних дел, где был создан Департамент государственной полиции. Минстром внутренних дел был назначен М.Т. Лорис-Меликов. Эти меры привели к централизации жандармско-полицейских органов в системе одного ведомства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Верховная распорядительная комиссия" в других словарях:

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным и объединивший… … Википедия

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель М. Т. Лорис Меликов … Большой Энциклопедический словарь

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, чрезвычайный высший орган государственного управления в феврале августе 1880. Создана для борьбы с террористической деятельностью партии Народная воля. Председатель граф М. Т.… … Русская история

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в России 12 февр. 1880 для руководства борьбой с революц. движением после взрыва в Зимнем дворце 5 февр., произведенного С. Н. Халтуриным. Создание В. р. к. было… … Советская историческая энциклопедия

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в г. С. Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание… …

    ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ - правительственный комитет, созданный 12 февраля 1880 г. для руководства борьбой с революционным движением в России. Образование Верховной распорядительной комиссии произошло вслед за взрывом в Зимнем дворце, произведенным С.Н. Халтуриным 5… … Юридическая энциклопедия

    Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… … Большая советская энциклопедия

    I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия

    - (сокращённо Собственная Е. И. В. канцелярия) личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I … Википедия

1. Верховная распорядительная комиссия и создание Департамента полиции

Реформы второй половины XIX в., проведенные Александром II, носившие, несомненно, прогрессивный характер, далеко не решили назревших к тому времени общественных проблем. Будучи недостаточно последовательными, они не сняли того напряжения в общественно-политической жизни страны, которое заметно нарастало к концу столетия.

В течение 70-80-х годов активизировалась деятельность студенческих кружков, интеллигенции. Все более важным фактором внутриполитической жизни становилось набиравшее силу рабочее движение. Не внесла успокоения Великая реформа 1861 г. и в крестьянскую массу. В этот период организационно оформилась партия "Народная воля", взявшая на вооружение индивидуальный террор как главное средство борьбы. Росло число покушений на Александра II и других государственных деятелей.

Многие современники считали, что страна находится на грани общенационального кризиса, выход из которого видели в проведении дальнейших реформ.

Событием, подтолкнувшим правительство к решительным действиям в этом направлении, явился сильнейший взрыв в Зимнем дворце, под царской столовой, организованный С. Халтуриным. Только по случайности никто из царской семьи не пострадал В связи с приездом в этот день брата императрицы Марии Александровны обед был перенесен на более позднее время. Динамит был заложен в комнате двумя этажами ниже, под столовой. При взрыве пострадала комната охраны. Из охраны было убито нижних чинов 11 человек и 56 ранено. Подробнее см.: Волк С.С. Народная Воля, 1879--1882. М.; Л., 1966. С. 100-103. . Не только дворец, но весь Петербург был охвачен паникой. Террористы в самом дворце! Куда смотрит III Отделение?! Оно не в состоянии организовать охрану царской семьи.

8 февраля Александр II собирает совещание из своих ближайших помощников, а на следующий день 9 февраля издает Указ о создании Верховной распорядительной комиссии и назначении ее председателем М.Т. Лорис-Меликова Полное собрание законов (далее ПСЗ), 2-е собрание. Т. LV. № 60492. . В первой части Указа о создании ВРК говорилось о необходимости положить "предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок".

Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение. Военный министр Д.А. Милютин, беседовавший с Лорис-Меликовым 10 февраля, т.е. на следующий день после создания ВРК, писал о своем впечатлении от этого разговора: "Граф Лорис-Меликов понял свою новую роль не в значении только председателя следственной Комиссии, а в смысле диктатора, которому как бы подчиняются все власти, все министры" Милютин Д.А. Дневник. Т. 3. М., 1950. С. 217. . Как выяснилось в дальнейшем, Милютин был прав. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Что касается личности Лориса-Меликова, то она как нельзя более подходила для выполнения поставленных перед Комиссией задач. Он отличался деловой активностью и умением искать компромиссы, он пользовался большим доверием императора, их общение в этот период было практически ежедневным См. ГА РФ. Ф. 678 (фонд императора Александра II). Оп. 1. Д. 334. .

Лорис-Меликов в ходе своей деятельности указывает на причины плохой работы полиции и предлагает меры к ее реформированию:

1) Уменьшить обязанности полиции, часть их передать обществу;

2) Создать полицейский устав;

3) Объединить полицию под одним руководством;

4) Полицейский чиновник должен быть другом и защитником каждого жителя и верным слугой правительству;

5) Нравственно возвысить полицию;

6) Слить жандармскую и общую полицию;

7) За фабричным населением устроить надзор "как нужно";

8) Пересмотреть уставы ГА РФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 104. Л. 1-1об. .

Лорис-Меликов также подает Александру II "Всеподданнейший доклад", основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это "единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы". Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений - "одна из главнейших причин" неуспеха в борьбе с революционными силами" Там же. Д. 33. Л. 1-3 . Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.

Указом 3 марта 1880 г. III Отделение собственной его императорского величества канцелярии было официально "временно" подчинено ВРК ПСЗ. Т. LV. № 60609 . Это было большой победой Лорис-Меликова. III Отделение являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось императору. Император назначал его главного начальника, который являлся одновременно и шефом жандармов. В обязанности III Отделения входила охрана государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также за деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений. Основной же функцией III Отделения являлась борьба со всеми проявлениями антиправительственной деятельности, будь то в области политики или идеологии.

Просуществовав более полувека, III Отделение все меньше и меньше справлялось с возложенными на него функциями, хотя его структура и методы работы претерпевали определенные изменения. Член ВРК И.И. Шамшин, проведя ревизию III Отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях. Явно устаревшей была и система соподчиненности III Отделения и других полицейских учреждений, остававшаяся почти без изменений с момента создания III Отделения в 1826 г.

Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение, как упоминалось выше, подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб.

После проведения судебной реформы 60-х годов стали все более осложняться отношения между III Отделением и судебной властью, стремившейся следовать букве закона и в ряде случаев препятствовать полицейскому произволу. Разногласия между III Отделением и Министерством юстиции нарастали. Жандармы после введения временных правил 1 сентября 1878 г. все больше вмешивались в вопросы судебных властей.

За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день (4 марта) последовало новое "высочайшее" повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был "временно" подчинен ВРК 24. Отдельный корпус жандармов был специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи: Губернских жандармских управлений (ГЖУ), Петербургского охранного отделения, жандармско-полицейских управлений железных дорог, жандармских дивизионов, крепостных команд и т.д.

11 апреля 1880 г. Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад, который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач.

Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 г. сам Лорис-Меликов поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК.26 июля 1880 г. он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил "некоторые благоприятные признаки, свидетельствующие о заметном успокоении умов", считая, однако, что "вредные для государственного строя проявления социальных учений. могут быть парализованы не в короткий срок.". Основная задача, подчеркивал он, - заключается в том, чтобы отнять у "крамолы" почву для развития революционных идей, что "возможно только в результате объединения усилий правительственной власти и общества".

Доклад Лорис-Меликова от 24 июля 1880 г. был одобрен императором.6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что "ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута., что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел". В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. "Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства" ПСЗ. 2-е собр. Т. LV. № 61279 .

В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М...

Министерство полиции (1811-1819 гг.)

История Министерства внутренних дел России насчитывает уже более двух веков. XIX столетие принесло в Россию реформы государственного управления, прежде всего, связанные с приходом на престол Александра I, любимого внука Екатерины II...

Образование и деятельность МВД, Министерства полиции

Структура МВД и круг его задач оставались без изменения до 1810 года, когда произошла очередная значительная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции России...

Организация полиции в Российской Федерации

Сотрудником полиции может являться гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел...

Правовая природа и сущность прощения долга

По виду желаемых правовых последствий все сделки подразделяются на обязательственные и распорядительные. Обязательственными называются сделки...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и было создано новое подразделение - стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в Петербурге стали участки во главе с частными приставами...

Статья, посвящённая соблюдению прав и свобод граждан по содержанию аналогична ст.5 Закона "О милиции", только в ней делается особый акцент на запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Обязанности полиции аналогичны обязанностям, содержащимся в ст.10 Закона "О милиции". Следует отметить, что ранее, в Законе "О милиции"...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Сотрудник полиции. Законодатель вводит указание на то, что сотрудник полиции, находящийся за штатом, не считается проходящим службу, то есть его стаж прерывается. Это нововведение свидетельствует о том...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Служба в полиции. Содержит в себе общие положения, закрепляет за Президентом РФ назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Оплата труда сотрудника полиции. Аналогичная статья содержалась в законе "О милиции" (ст.22). Законодателем внесен ряд изменений: нет четкого указания на орган, устанавливающий виды и размеры денежного довольствия сотрудников полиции...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Финансовое обеспечение деятельности полиции. В Законе закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Государственный контроль деятельности полиции. Данная статья аналогична по содержанию ст.37 Закона "О милиции", но, в отличие от нее, не содержит в себе запрет на вмешательство органов государственной власти в процессуальные действия...

Яса Чингисхана

Верховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому...