Что представляет собой кредитная рестрикция. Кредитная рестрикция – есть ограничение эмиссии и кредитования. Смотреть значение Кредитная Рестрикция в других словарях

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежное обращение регулируется ЦБ в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Основные инструменты денежно- кредитной политики ЦБ РФ.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка ЦБ и некоторые неэкономические меры.

Официальная учетная ставка- это проценты по ссудам, используемые ЦБ при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно- денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно- денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно- денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

При регулировании общей массы денег в обращении ЦБ РФ выполняет следующие функции:

  • - операции на открытом рынке,
  • - рефинансирование банков;
  • - валютное регулирование;
  • - управление наличной денежной массой;
  • - резервирование денег коммерческих банков путем депонирования в ЦБ РФ.

Операции на открытом рынке - это купля- продажа ЦБ ценных государственных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг выступает Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета. В результате увеличиваются кредитные возможности банков, они начинают выдавать ссуды, которые в форме реальных безналичных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если ЦБ продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Рефинансирование коммерческих банков

Под рефинансированием банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам путем проведения кредитных аукционов, предоставление ломбардного кредита и переучетного кредита.

Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Ломбардный кредит - форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью, ломбардные операции являются ссудами под залог движимого имущества. Предметом залога выступают надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя. ЦБ РФ устанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориального управления (национального банка) лимит ломбардного кредита.

Валютное регулирование . Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения- скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Денежно- кредитная политика ЦБ РФ - составная часть государственного регулирования экономики; это совокупность мероприятий денежной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель- регулирование экономики путем влияния на состояние денежного обращения и кредита. ЦБ при проведении денежно- кредитной политики использует комплекс инструментов, которые можно классифицировать:

  • - по форме воздействия: на прямые и косвенные;
  • - по объектам воздействия: на предложения денег и на спрос на деньги;
  • - по характеру регулируемых параметров: на количественные и качественные.

Все эти методы используются в единой системе и, в свою очередь, делятся на две группы:

  • - общие - влияющие на рынок ссудных капиталов в целом;
  • - селективные (выборочные) - предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

К общим методам относятся: учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ; операции на открытом рынке, или купля- продажа государственных ценных бумаг; изменение норм обязательных резервов банков.

К селективным методам относятся: установление количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям; создание специальных специализированных финансово- кредитных учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в ЦБ; распространение различного вида льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.

Политика количественных кредитных ограничений - метод кредитного регулирования - количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов он является прямым способом воздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия - заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты своим постоянным клиентам, а мелкие и средние фирмы, как правило, становятся жертвами данной политики. Добиваясь при помощи данной политики сдерживания денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.

Политика «дешевых денег»:

  • 1) ЦБ должен совершить покупку ценных бумаг у населения и коммерческих банков;
  • 2) необходимо провести понижение учетной ставки;
  • 3) нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы.

В результате проведенных мер увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, т.к. они - основа увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования. Предложение денег в стране возрастает. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение чистого национального продукта. Задача: сделать кредит дешевым и доступным, чтобы увеличился объем совокупных расходов и занятость.

Политика «дорогих денег» . В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, порождает инфляционные процессы, ЦБ должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков следующим образом:

  • 1) ЦБ должен продавать государственные облигации на открытом рынке, чтобы урезать резервы коммерческих банков;
  • 2) поднятие учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у ЦБ. В результате банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, т.е. текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Чтобы выполнить требования резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд после того, как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, изменяя расходы и ограничивая инфляцию.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством в сфере денежного обращения и кредита, нацеленных на обеспечение экономического роста и занятости населения, выравнивание платежного баланса. В нашей стране денежно-кредитную политику определяет Банк России совместно с Правительством РФ, ежегодно разрабатывая Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, которые затем принимает Государственная Дума. Последний из таких материалов – это Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 г. и период 2013 и 2014 гг.

В теории организации деятельности центральных банков рассматриваются два основных типа денежно-кредитной политики: денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Рестрикционная денежно-кредитная политика нацелена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежно-кредитной эмиссии, ее целью является увеличение денежной массы в обращении. Это "политика дешевых денег", обычно она проводится в периоды экономического спада в целях обеспечения условий для расширения кредитования предприятий, стимулирования инвестиционной активности.

Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, в то время как при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов, и ограничить инфляционные процессы.

Цели денежно-кредитной политики можно разделить:

  • на конечные цели, представляющие собой крупные макроэкономические цели, которые характерны для всех стран рыночной экономики. Например, это удержание инфляции на приемлемом уровне, достижение полной занятости, роста реального объема производства;
  • промежуточные цели, их еще называют ориентирами, которые являются более конкретными и поставлены для достижения конечных целей. К таким могут быть отнесены состояние денежной массы, валютный курс, ставка процента.

К конечным целям Банка России на ближайшие годы можно отнести следующие.

Денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения. Промежуточные цели, касающиеся инфляции, в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 г. и период 2013–2014 гг. сформулированы таким образом: в соответствии со сценарными условиями функционирования отечественной экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития России Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 г. до 5–6%, в 2013 г. – до 4,5–5,5%, в 2014 г. – до 4–5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5-5,5% в 2012 г., 4–5% в 2013 г. и 3,5-4,5% в 2014 г.

После задания целей центральный банк подбирает методы и инструменты, способствующие их реализации. Методы денежно-кредитной политики это способы воздействия на се ориентиры, реализуемые через выбор и применение определенных инструментов денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы денежно-кредитной политики включают:

  • прямые методы, к которым относят административные меры в форме директив Банка России, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Например, к ним относятся: лимитирование уровня процентных ставок по кредитам, ограничение объемов рефинансирования, валютные ограничения и т.п.;
  • экономические, или косвенные, методы регулирования денежно-кредитной политики – воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Последствия их применения менее предсказуемы, а их использование наиболее эффективно при наличии развитого денежного рынка. Примерами таких методов могут быть: установление нормативов обязательного резервирования, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.

Инструменты денежно-кредитной политики – это

операции, способы, при помощи которых центральный банк может изменять спрос и предложение на денежном рынке, банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Именно выбранная совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита позволяет добиться реализации целей денежно-кредитной политики.

Статья 35 Закона о Банке России определяет следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссию облигаций от своего имени.

Политика процентных ставок предполагает установление и периодический пересмотр Банком России официальных базовых ставок, причем пересматриваются и ставки по основным его операциям. Политику процентных ставок называют политикой ставки рефинансирования или учетной ставки. Ставка рефинансирования является тем процентом, под который центральный банк, в качестве кредитора последней инстанции, предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка – процент, по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, таким образом кредитуя их под залог ценных бумаг. Заметим, что в современной России эти термины используются в качестве синонимов. С помощью этого инструмента центральный банк:

  • воздействует на спрос и предложение кредитного рынка;
  • регулирует уровень ликвидности коммерческих банков;
  • регулирует объем денежной массы в стране;
  • в случае необходимости предоставляет кредитным организациям финансовую помощь.

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), устанавливаются советом директоров Банка России в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций (не более 20%), т.е. часть привлеченных средств клиентов обязательно резервируется на беспроцентных счетах Банка России. При увеличении нормативов обязательного резервирования сокращаются ресурсная база кредитных учреждений и предложение на кредитном рынке, при их уменьшении возникает обратный эффект.

Операции на открытом рынке означают куплю-продажу Банком России государственных ценных бумаг, облигаций Банка России и некоторых других, а также краткосрочные операции с этими ценными бумагами. В случае необходимости ограничения денежной массы в обращении Банк России начинает предлагать вышеупомянутые ценные бумаги на открытом рынке. Поскольку надежность таких ценных бумаг высока, население начинает активно их скупать. Если скупают кредитные организации, то сокращается их ресурсная база. Если скупают частные лица, то уменьшается объем депозитов в банках, что вновь приводит к сокращению ресурсной базы банков. Таким образом, предложение кредитов сокращается пропорционально кредитному мультипликатору. Для увеличения денежной массы в обращении Банк России скупает государственные ценные бумаги у населения и кредитных организаций – банковские ресурсы увеличиваются и соответственно увеличивается денежная масса.

Рефинансирование банков – это кредитование центральным банком кредитных организаций посредством переучета векселей, соглашений об обратном выкупе, ломбардных операций и других видов кредитных операций. Кроме уже упомянутой ставки рефинансирования Банк России устанавливает порядок, формы и лимиты рефинансирования. Этот инструмент Банк России использует в случае кризиса ликвидности у кредитной организации.

Валютные интервенции осуществляются с целью поддержания курса национальной денежной единицы и представляют собой куплю-продажу Банком России иностранной валюты на валютном рынке. Политика валютного курса направлена на достижение баланса интересов импортеров и экспортеров, укрепление доверия к рублю, повышение привлекательности вложений в отечественные финансовые активы, сокращение утечки капитала из России.

Установление ориентиров роста денежной массы или таргетирование происходит согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России в качестве основных показателей денежной массы рассматривает: уровень инфляции, скорость денежного обращения, темпы роста денежной массы, структуру денежной массы, динамику денежного мультипликатора, ликвидность в банковской системе и другие показатели.

Прямые количественные ограничения предполагают установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Применяются прямые количественные ограничения в исключительных случаях после консультаций с Правительством РФ. Проведение кредитными организациями отдельных банковских операций ограничивают, только если кредитная организация нарушает законодательство РФ и предписания Банка России. Решения по введению прямых количественных ограничений должны быть опубликованы в "Вестнике Банка России" не позже, чем через 10 дней после принятия решения.

Эмиссия облигаций осуществляется Банком России от своего имени в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2006 г. № 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России". Облигации Банка России размещаются и обращаются среди кредитных организаций. Предельный размер суммарной номинальной стоимости всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров Банка России решения о дополнительном выпуске, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной в соответствии с действующим нормативом обязательных резервов.

В период с 1991 года по начало 1995 года Центральный банк Российской Федерации проводил политику кредитной рестрикции. Ставка рефинансирования была увеличена с 20 % по состоянию на 1.01.91 года до 210 % по состоянию на 15.10.93 года. В период с 29.04.94 года по 24.08.94 года осуществлялось плавное снижение ставки – до 130 %, - однако уже с 12.10.94 года Банк России вновь повышает ее до 170 %, а вскоре до 180 % и 200 % годовых (по состоянию на 17.11.94 и на 6.01.95 года соответственно). В указанный период (1991 – начало 1995 года) Банк России увеличивал норматив обязательных резервов. Так, по состоянию на 1.06.91 года норматив обязательных резервов составлял 2 %. Постепенно повышая указанный норматив, Банк России с 1.02.95 года вводит дифференциацию норм обязательных резервов в зависимости от сроков и валюты обязательств коммерческих банков: по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней – 22 %, по срочным обязательствам банков от 30 дней до 90 дней – 15 %, по срочным обязательствам свыше 90 дней – 10 %, по текущим счетам в иностранной валюте – 2 %.
В результате указанных жестких мероприятий главного банка по денежно-кредитному регулированию экономики были достигнуты следующие результаты:

Таблица 1.4.1

в течение 1991 – 1995 годов

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о значительном превышении ежегодного значения показателя индекса потребительских цен над соответствующим значением показателя прироста денежной массы, что свидетельствует о проведении денежно-кредитной политики, направленной на сжатие объема денежной массы. Мероприятия по денежно-кредитному регулированию, осуществляемые с целью сдерживания инфляции, поставленную перед ними цель реализовали, о чем свидетельствует динамика индекса потребительских цен.
С весны 1995 года Центральный Банк Российской Федерации реализует политику кредитной экспансии. Ставка рефинансирования была снижена со 195 % по состоянию на 16.05.95 года до 21 % по состоянию на 6.10.97 года. В этот же период изменяются нормативы обязательных резервов, о чем свидетельствуют данные таблицы: Таблица 1.4.2
Изменение нормативов обязательных резервов с 1.05.95 до 1.05.97 г.


Дата изменения

Резервные требования в зависимости от сроков обязательств коммерческих банков, %

норматива обязательных резервов

До востребования и до 30 дней

30-90 дней

Свыше 90 дней

По текущим счетам в иностранной валюте

1.05.95

20

14

10

1,5

1.05.96

18

14

10

1,25

1.06.96

20

16

12

2,5

1.08.96

18

14

10

5

1.11.96

16

13

10

5

1.05.97

14

11

8

6


Как свидетельствуют данные таблицы, нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в рублях в анализируемом периоде несколько снижаются, но по счетам в иностранной валюте значительно – в 4 раза – повышаются.
В результате реализации указанных мероприятий были достигнуты следующие показатели:

Таблица 1.4.3
Динамика индекса потребительских цен и темпы ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2 в течение 1996 – 1997 годов

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод об изменении соотношения динамики индекса потребительских цен и темпов прироста денежной массы по агрегату М2: темпы прироста денежной массы превышали темпы инфляции по анализируемому показателю. В целом в течение 1996-1997 годов продолжается положительная тенденция снижения темпов инфляции. Ситуация изменяется в 1998 году в результате августовского кризиса. Стараясь предотвратить кризис, Банк России, как орган денежно-кредитного регулирования, повышает ставку рефинансирования. Первоначально ставка увеличена до 28 % по состоянию на 11.11.97 года, затем до 42 % по состоянию на 2.02.98 года, после чего происходит хаотичное изменение ставки рефинансирования: в период с 11.07.97 года по 1.08.98 года ставка изменяется 10 раз, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В этот же период увеличиваются резервные требования по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте: до 9 % по состоянию на 11.11.97 года и до 11 % по состоянию на 1.02.98 года. Несмотря на предпринятые меры, кризис предотвратить не удалось. Для снижения отрицательного влияния последствий кризиса 24.08.98 года Банк России вводит единый норматив по привлеченным кредитными организациями средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10 %. Для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7 %, после чего уже через неделю – 1.09.98 года – резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 40 % и более, снижается до 5 %; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги в работающих активах составляет 20-40 %, резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте установлены в размере 7,5 %.
Несмотря на реализацию указанных мер, Банку России не удалось предотвратить инфляционного скачка, при этом индекс потребительских цен за 1998 год составил 84,4 %, темпы прироста денежной массы по агрегату М2 – 20,9 %.
В посткризисный период Банк России продолжает реализовывать политику кредитной экспансии, постепенно снижая ставку рефинансирования. Однако при этом главный банк страны повышает резервные требования, вследствие чего одновременно действуют два инструмента денежно-кредитного регулирования различной направленности, что привело к следующим результатам: Таблица 1.4.4.
Динамика индекса потребительских цен и темпы
ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2
в течение 1999 – 10 месяцев 2001 года

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: темпы прироста денежной массы превышают темпы инфляции по индексу потребительских цен. При значительном увеличении денежной массы (на 55,6 % за 1999 год и на 62,5 % за 2000 год) цены на потребительские товары увеличились на 36,5 % и 20,2 % соответственно. Положительная динамика снижения темпов инфляции отмечается и в 2001 году. Следовательно, произошедшее увеличение совокупного объема денежной массы не привело к развитию инфляционных процессов, в чем также проявляется регулирующая роль главного банка страны.

Политика «дорогих денег» применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты, используемые ЦБ при кредитной рестрикции:

Реализация ценных бумаг (идет процесс изъятия денег из обращения);

Параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

В итоге:

Предложение денег уменьшается;

Ставки процента коммерческих банков возрастают;

Сокращается объем инвестиций предприятий;

Уменьшается рост цен.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

1. скорость принятия решений ЦБ (как правило решение об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

2. степень изоляции руководителей ЦБ от давления групп-лобби. Лобби – политическая группа людей.

Основные цели ДКП:

Увеличение реального ВВП

Снижение уровня безработицы

Стабилизация цен

Достижение устойчивости платежного баланса.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации. (с 18.12.2017 г. ставка рефинансирования на уровне – 7,75%. Однако ставки по кредитам в других банках могут быть меньше где есть государственная поддержка. Например, Кошелев банк, 5% ставка под конкретный проект)

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.

Согласно статьи 34.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «Основной целью ДКП является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты (банки, налоговые службы и т.д.) денежно-кредитной политики воздействуют на объекты (налоговая ставка, ставки по кредитам и т.д.) для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.



1. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам (вклад в банке) являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – это прямой (административный) метод.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги (интервалы) денежно-кредитной политики сокращаются.

Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг.Последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов,однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Установление официальной учетной ставки – это косвенный метод.



2.В зависимости от связи спроса и предложения с поставленными целями ДКП различают:

1. Методы регулирования денежного предложения. Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны:

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Денежная масса – совокупность наличных денег в обращении и остатков безналичных на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

2. Методы регулирования денежного спроса. Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как

2.1.средство обращения (например, спрос на деньги для совершения сделок)

2.2.спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как на активы – это спрос на ликвидные активы, которые люди желают иметь в определенный момент времени на данном уровне дохода.

Спрос на деньги как на запасную стоимость – это запас ценности как средство сохранения стоимости.

Спекулятивный спрос – это спрос на деньги, основанный на убежденности спекулянтов в том, что процентные ставки будут расти, что повлечет за собой падение цен на облигации. Следовательно, окажется разумным придержать деньги дожидаясь этого падения и лишь потом инвестировать.

2.1. Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен - тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

2.2. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной процентной ставки (обратно пропорционально). Также надо отметить, что при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки (часть денег съедает инфляция) по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг (т.к. предусмотрен рост денежной массы за счет процентов).

Номинальная процентная ставка - это процентная ставка по ценной бумаге с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости (а не от рыночной).

Номинальный ВВП – ВВП, рассчитанный в текущих ценах.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

Кредитная экспансия (англ. credit expansion), или политика дешевых денег (англ. easy money policy) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии.

Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы.

Инструменты кредитной экспансии :

Приобретение ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков;

Понижение резервной нормы;

Понижение учетной ставки процента (или ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1. росту денежного предложения;

2. падению процентных ставок коммерческих банков;

3. росту инвестиционных расходов предприятий;

4. увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

Сокращение спроса на национальную валюту за границей;

Обесценение национальной валюты;

Увеличение чистого экспорта.

Кредитная рестрикция (англ. credit restriction), или политика дорогих денег (англ. tight money policy) – ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты , реализуемые Центральным Банком при реализации кредитной рестрикции :

1. реализация ценных бумаг;

2. параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

1. предложение денег сокращается;

2. ставки процента коммерческих банков возрастают;

3. сокращается объем инвестиций предприятий;

4. уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к:

1. росту спроса на национальную валюту за границей;

2. увеличению стоимости национальной валюты;

3. сокращению чистого экспорта.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

Скорость принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

Степень изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

Увеличение реального ВВП;

Снижение уровня безработицы;

Стабилизацию цен;

Достижение устойчивости платежного баланса.